Большие маневры дальней авиации

12.12.2009, 20:18

Видео программы «Сегодня»

Стратегические бомбардировщики Ту-160 вернулись с очередных учений.

В город Энгельс Саратовской области прилетели «Белые лебеди». Получившие такое стратегические бомбардировщики Ту-160 вернулись с очередных учений. Где они проходили и в чем заключались, военная тайна. Впрочем, спецкор НТВ Андрей Григорьев, встречавший пилотов, кое-что выяснил.

Спустились с небес на землю. В дальней авиации есть своеобразный обряд: каждого, кто первый раз летал на стратегическом бомбардировщике, сразу после посадки непременно приложат к шассе.

Илья Евстифеев, командир стратегического бомбардировщика: «Это посвящение кормового стрелка в летный состав. Он сегодня первый раз выполнил своей полет на данном типе самолета. Человек, пришедший с земли, прошел переподготовку, переучился».

Слова командира перекрывает рев двигателей, то взлет, то посадка. Полоса не пустует и пяти минут, когда идут групповые полеты. Еще недавно молодые пилоты в дальнюю авиации почти совсем не шли, а сейчас навыки на авиабазе отрабатывают сразу несколько новеньких экипажей.

Андрей Малышев, заместитель командира авиационной базы по летной подготовке: «Надо обучать молодое пополнение, которое приходит нам на смену, для того, чтобы они могли нас заменить. И в дальнейшем точно так же, как и мы, успешно и удачно, они будут охранять рубежи нашей Родины».

С земли все самое важное и интересное все равно никак не увидеть. Дозаправка в воздухе — вот то, что делает дальнюю авиацию дальней и позволяет стратегическим бомбардировщикам преодолевать расстояние, другим самолетам недоступное.

На высоте шесть тысяч метров к Ту-95 МС подходит самолет-заправщик, по сути — летающая цистерна с керосинам. Стыковка выглядит, как стрельба по мишени в компьютерной игре. Шлангом в бак на скорости 500 километров в час еще нужно попасть. Но с дозаправкой в воздухе полет в принципе может быть бесконечным.

Илья Байкин, кормовой стрелок: «Всегда смотрел в небо на пролетающий самолет и завидовал. И вот этот день настал. Я даже не совсем осознаю, что это со мной произошло».

В небе — «Белый лебедь», Ту-160, по классификации НАТО — «Блек джет» (Black Jet), флагман российского военно-воздушного флота. Самый большой и сверхзвуковой самолет в мире, может нести до 40 тонн боекомплекта. Такие летали в Венесуэлу, и именно они патрулируют российские границы на Дальнем Востоке.

Борис Кузьмин, командир эскадрильи стратегических бомбардировщиков: «Летишь час, два, проходит десять часов. Самые тяжелые — час-полтора до окончания полета. Поэтому в дальней авиации всегда было тяжело, это борьба»
Корреспондент: «О чем думаете, когда остается час, полтора до конца полета?»
Борис Кузьмин: «О посадке».

«Белых лебедей» осталось всего 16 и все здесь, в Энгельсе. У каждого — свое имя, как у корабля, и свой характер.

Илья Евстифеев, командир стратегического бомбардировщика: «Это, можно сказать, одушевленный предмет. Перед каждым вылетом даже традиция существует: надо поговорить с техникой для того, чтобы она безотказно работала, для того, чтобы не подвела в полете».

У «Белого лебедя» скорость до 2,5 тысяч километров в час. Меньше чем за сутки он может облететь земной шар. Где российские стратегические бомбардировщики на этот раз — военная тайна.

Читайте также