Культурные войны

11.12.2009, 13:04

Видео программы «Сегодня»

На этой войне вместо пуль и пороха — восточные яства и музыка, а солдаты — мирные арабы и евреи.

На этой войне вместо пуль и пороха — восточные яства и музыка, а солдаты — мирные арабы и евреи. Правда, в беспощадности эти бои едва ли уступают настоящим. О столкновении культур и трудном соседстве — из Израиля передает корреспондент НТВ Владислав Сорокин.

С первых минут стало ясно, что одним только рекордом дело не ограничится. Кулинарный поединок в ливанской столице превратился в политический манифест. В Книге рекордов Гиннесса до этого было записано, что рекордсмены по приготовлению хумуса — ближневосточной закуски — израильтяне. Но вот теперь тонну и 350 килограммов хумуса сделали в Бейруте, то есть новый рекорд уже принадлежит Ливану. Патриотический момент.

Зритель: «Я счастлив, что весь мир теперь при слове „хумус“ будет представлять себе Ливан. Здесь мы готовим лучший хумус на свете».

За право называться родиной хумуса Израиль и окружающие его арабские страны боятся так же давно, как и за палестинские территории. Это одно из многих сражений в войне культур еврейской и арабской ведется в Израиле так давно, что многие ее перестали замечать.

У Тарика Бейтара не получается не обращать внимание на действия противника. Прямо напротив его дома в Хевроне открылся культурный центр имени Гутника. Здание в одночасье заняли поселенцы-хасиды. Люди с виду цивилизованные, но ведут себя со слов Тарика очень некультурно.

Тарик Бейтар: «Они повесили 10 огромных динамиков, и все время включают эту свою религиозную музыку. И что вы думаете? Моя дочь, которой всего два года, ходит по дому и напевает себе под нос хасидские песни. И это в моем доме, доме мусульманина».

Противостояние нарастает до предела, когда в соседней с культурным центром мечети муэдзины включают свои мелодии, приглашая на молитву. Самым смелым музыкантам и не снился такой ближневосточный микс.

Старожила еврейского района Иерусалима Сергея посещают те же мысли, но с точностью наоборот.

Сергей: «Вот все эти дома заселены арабами».

Мысль о разнице двух культур Сергею не дает спокойно спать. Как правило, когда в арабской деревне через дорогу вдруг что-то громко начинают праздновать с непременной стрельбой в воздух.

Сергей: «Дело не в том, что люди делают что-то назло, просто это другой образ жизни».

Спиной к камере и под вымышленным именем Сергей дает интервью по той же причине, по которой жители не жалуются в полицию, — вступать в открытый конфликт с шумными и вооруженными соседями люди попросту боятся.

Хотя в Израиле и существуют программы толерантности, смешанные школы, но диалога культур не получается. Вот, например, этот сквер раньше носил имя строителей из Газы, но муниципалитет Тель-Авива решил: назовем парк в честь арабского молодого человека и еврейской девушки. Он пытался укрыть ее от взрыва бомбы при теракте, но не смог. Он и она погибли.

Эта история могла бы стать символом, объединившим разногласия. Но не стала. Арабское население называет парк по-прежнему, а израильтяне сюда гулять не ходят.

Читайте также