Видео программы «Сегодня»
Бывшая судья приамурского райсуда, а ныне осужденная Анна Зайцева начала отсчитывать дни своего условного пятилетнего срока.
Сегодня бывшая судья приамурского райсуда, а ныне осужденная Анна Зайцева начала отсчитывать дни своего условного пятилетнего срока. К нему ее приговорил областной суд за вынесение, как сказано в деле, «заведомо неправосудных решений»,
Почти десять тысяч исков, большинство из которых оказались фиктивными, судья рассмотрела всего за три месяца, причем заочно без пострадавших и ответчиков. Хотя произошло это еще девять лет назад, уголовное дело завели только в прошлом году, уже после того как федеральное казначейство перечислило владельцам чеков гигантскую сумму.
Корреспондент НТВ Владимир Чернышёв заинтересовался, сделала ли она это бескорыстно.
Государственный обвинитель считает убытки государства. Решения судьи Зайцевой вышли в копеечку.
Виктор Бословяк, государственный обвинитель, заместитель прокурора Амурской области: «Сумма большущая: 557 миллионов 688 тысяч 271 рубль. Вот представьте себе!»
Корреспондент: «Более полмиллиарда. Это уже после деноминации?»
Виктор Бословяк:
Осудили судью условно Анна Зайцева долго исправно вершила правосудие и заслужила снисхождение. Суд не нашел ее личной заинтересованности. Просто несколько дел далекого уже 2000 года испортили ей послужной список.
Анна Зайцева: «Я не буду вам никаких комментариев давать».
Не только сами решения, но их количество и общая сумма заинтересовали следствие. Оказалось, что обычная вроде бы процедура возмещения средств держателям целевых чеков вылилась в целый вал вердиктов Шимановского суда Амурской области. По
Алексей Лубинский, старший помощник руководителя Следственного управления следственного комитета при Прокуратуре РФ по Амурской области: «На этой волне данным судьей не были проверены исковые заявления, которые были составлены, как установлено следствием, с нарушением процессуального законодательства, а также не выявлены позиции сторон по данным гражданским делам. То есть это по сути был конвейер».
Такие чеки выдавались в советские годы, обычное дело дефицитной эпохи. Человек стоит в очереди на автомобиль, автомобиля все нет оплати чек и жди светлого будущего. В 1991 году Союз рухнул, автомобили многие владельцы чеков так и не получили. В 2000 году существовала процедура возмещения, которую прописала Россия, как правопреемница СССР.
Владелец чека должен обратиться в суд, где после рассмотрения выносится решение и направляется в Министерство финансов. Минфин направляет бумаги в местное управление Федерального казначейства. Там сверяют чек с исполнительными документами и деньги перечисляются в «Сбербанк», где владелец чека может их получить.
По такой схеме Амурская судья Зайцева и осчастливила почти 10 тысяч человек за три месяца 2000 года. Гособвинение и после суда не понимает, как иски со всего бывшего СССР оказались собраны в одном провинциальном суде на далеком Амуре.
Виктор Бословяк, государственный обвинитель, заместитель прокурора Амурской области: «Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Украинская ССР и Грузинская ССР там проживают заявители. Они должны были обращаться с исками по месту проживания либо по месту нахождения ответчика. А они
Вердикты судьи Зайцевой признаны неправосудными. Судья так ускорила процесс, что нарушение процедуры было очевидно.
Наталья Пугачёва, депутат Госдумы РФ, член Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам: «Это одна из ветвей власти, которая стоит четко на страже закона, и тем более фиктивные документы. Тут, я думаю, ни о каком робингудстве не может идти речи. Человек должен был действовать четко, в рамках закона».
Но остаются вопросы. Например, почему в Минфине никто не обратил внимания на странные вердикты и почему только сейчас, спустя девять лет правосудие добралось до неправосудных решений судьи Зайцевой?
При этом личной выгоды в действиях судьи суд не усмотрел. Но областная прокуратура готовит иск о возмещении убытков государству. А судья Зайцева, если начнет их выплачивать из официальной зарплаты, то и через две тысячи лет не закончит выплаты.