В Одессе разгорелся научный спор

04.12.2009, 15:36

Видео программы «Сегодня»

Согласно последним экспертизам, портрет работы неизвестного автора может на самом деле принадлежать кисти великого Тициана.

Серьезный научный спор разгорелся в Одесском музее искусств по поводу одного портрета. Прежде он считался работой неизвестного автора, но последние экспертизы с большой долей вероятности позволяют утверждать, что картина принадлежит кисти великого итальянца. Желание обрести в этом портрете Тициана важно для музейщиков и по другой причине.

Репортаж корреспондента НТВ Айрата Шавалиева.

Юлия Юльевна продает живопись рядом с Дерибасовской, поэтому она в курсе всех культурных новостей города. Последняя из них оказалась мирового масштаба.

Юлия Юделевич, продавец живописи: «Я видела этот портрет. Ну, в общем-то, не настолько… Если оценивать его, то он стоит 200 миллионов. Это, в общем-то, хорошо, но нам это ничего не дает. Он у нас есть и пусть себе будет».

В Одесском музее западного и восточного искусства затянувшийся ремонт, вся живопись хранится в фондах, а статуи спрятаны под ткань. В итальянском зале научный сотрудник даже на пустую стену смотрит с трепетом. Именно там висел до ремонта тот самый предполагаемый шедевр.

Людмила Сауленко, заместитель директора музея по научной части: «Это портрет дожа, который попал к нам в 1949-м году из Государственного Эрмитажа. Тогда, после войны, крупные музеи передавали в провинцию, где местные музеи пострадали во время войны, работы из своих фондов».

Картину никак не увидишь — она под охраной, особенно теперь, когда звучат немыслимые суммы — до 200 миллионов долларов. Но в альбоме музея работа есть: «Портрет венецианского дожа», автор неизвестен. Еще в 70-е годы сотрудники музея начали подозревать, что Эрмитаж ненароком избавился от нерядового полотна. Тогда начались исследования, потом заглохли. Поиск автора картины, похоже, дело жизни для Людмилы Лукьяновны, хоть она и старается быть по-научному сдержанной.

Людмила Сауленко, заместитель директора музея по научной части: «Есть основания приписать эту работу Тициану. Но есть и основания выдвинуть контраргумент — а не Тинторетто ли это?»

Картина недавно вернулась из киевской лаборатории. Сделанный рентген и химический анализ показался убедительным даже специалистам российского Эрмитажа.

Сергей Андросов, заведующий отделом западноевропейской живописи Эрмитажа: «Сейчас проведен анализ состояния холста и состава красок, который показал, что это полотно действительно было создано в XVI веке. Но утверждать, что его автор Тициан, пока рано. Это может установить только специалист по творчеству художника, который этим, скорее всего, займется в ближайшее время».

До находки Тициана Одесский музей прогремел потерей Караваджо. Картина «Поцелуй Иуды» висела на самом центральном месте. В 2008 году ночью картину вырезали из рамы и вынесли через окно. С тех пор на окнах появились резные решетки.

Людмила Сауленко, заместитель директора музея по научной части: «Три последних окна во втором этаже видели, как совершалась эта трагедия».

С Караваджо вышел настоящий детектив. В один день с кражей загородом был обнаружен мертвым крупнейший одесский коллекционер. Милиция решила, что и два эти события как-то связаны. Караваджо в любом случае не нашли, и подтверждение авторства Тициана было бы очень кстати — вроде как вместо одного шедевра в музее другой имеется.

Последние сомнения музейного сообщества должны развеять специалисты собственно по Тициану. Они уже приглашены в Одессу. Настоящих же одесситов, похоже, ничем на свете не удивишь.

Юлия Юделевич, продавец живописи: «Ну, это портрет совершенно чужого мне человека, скажем так, там какого-то века. Ну, как — картина как картина, старая картина. Она меня не очень впечатляет. Вот обнаженку бы я купила».

Читайте также