В честь открытия памятника прогремит салют

04.12.2009, 12:09

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

В Москве состоится торжественная церемония в честь возвращения на свое место монументальной скульптуры «Рабочий и колхозница».

Сегодня в Москве после шести лет реставрации откроют монумент, ставший символом советской эпохи. Скульптуру «Рабочего и колхозницы» вернули на прежнее место у северного входа во Всероссийский выставочный центр. Но смотрится памятник теперь по-новому: он помещен на 30-метровый постамент, как и было задумано его автором Верой Мухиной.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Ивлиева.

Специалисты в один голос говорят: монументальные творения Веры Мухиной — это почти современный самолет по сложности, технологиям изготовления, несмотря на то, что создали его в 30-е годы.

Евгений Коблов, генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»: «Эту скульптуру строили по инновационным технологиям. Она практически представляет собой фюзеляж самолета: обшивка, силовые наборы, ребра жесткости. И строили ее на предприятиях авиационной промышленности в 37-м году».

Когда в 2003 году реставраторы из-за ветхости разобрали монумент на 40 блоков, казалось, что он навсегда потерян. Степень износа металла была столь высока, что опасались, что «Рабочего и колхозницу» можно только воссоздать заново, но не отреставрировать. Жители окрестных домов пристально следили за судьбой монумента.

Как и в 30-е годы, единственным, кто взялся за почти безнадежное дело, стало авиационное предприятие, разрабатывающее покрытия для боевых и гражданских самолетов. Решать реставраторам пришлось сотни вопросов: как воссоздать внутренние канаты, удерживающие блоки вместе, каким должно быть покрытие, чтобы предотвратить новую коррозию металла, или где добыть гигантские болты и гайки, общий вес которых более семи тонн.

Евгений Коблов, генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»: «Возникла проблема изготовления болтов. У нас в стране таких болтов диаметром 24 миллиметра из нержавейки не выпускается».

Более шести лет напряженной работы, самые новейшие разработки, и «Рабочий и колхозница» заняли свое привычное место. При этом специалисты говорят, что эта задача была для всех настоящим вызовом.

Евгений Коблов, генеральный директор ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов»: «185 тонн надо было поднять, за 30 минут поставить на постамент, при этом 64 анкерных болта, на которые устанавливается памятник, а точность посадки — плюс-минус миллиметр. Фантастика!»

Судить, насколько точно реставраторы воссоздали монумент, пока сложно. Сейчас он задрапирован. Автор монумента Вера Мухина часто жаловалась: на выставке в Париже ее пара была на высоте, а вот на ВДНХ «Рабочего и колхозницу» поставили на пенек. При реставрации монумента специалисты учли и это пожелание Веры Мухиной.

Сейчас за несколько часов до официального открытия монумента здесь вовсю еще кипит работа. Сами скульптуры «Рабочего и колхозницы» постороннему взгляду не видны, но уже можно сказать, что высота постамента увеличена с 10 до 30 метров, как это когда-то было на Парижской выставке.

Всех секретов торжественной церемонии, которая начнется сегодня, устроители не раскрывают. Но, учитывая ненастную погоду, обещают показать цветовое шоу и устроить праздничный фейерверк в честь возвращения на свое место одного из самых монументальных памятников столицы.

Читайте также