Как выбирают лучшие голоса

24.11.2009, 18:55

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге стартует международный оперный конкурс «Санкт-Петербург».

Сегодня в Северной столице начинается IV международный оперный конкурс «Санкт-Петербург». В консерватории пройдет первый тур. Председателем жюри и президентом является народная артиста СССР Ирина Богачёва.

Но это не единственный оперный петербургский оперный марафон. Другой возглавляет Елена Образцова. Отличие между ними не только в том, что последний проводился уже 7-й раз, но и в подходе к отбору лучших певцов.

Особенности этих оперных конкурсов сравнивал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Самая бурная реакция участников конкурса оперных певцов последовала после того, как определился первый номер. В результате жеребьевки он достался певице из Китая Ли Дзинь. Только в первом туре жюри предстоит прослушать 150 участников.

Этот вокальный марафон имеет свою петербургскую специфику. В первом туре конкурсанты должны обязательно исполнить романс на стихи петербургского поэта. Во втором туре — вокальную миниатюру петербургского композитора. А в третьем — арию, созданную композитором, творившим на берегах Невы. Для оперных певцов из-за рубежа это испытание не самое легкое.

Тенор доминиканец Овид Уренья для исполнения партий русский язык, возможно, знает неплохо. Но переживает, что частных уроков вокала, которые он брал в Швейцарии, будет недостаточно. Певец уже успел оценить уровень конкурентов.

Овид Уренья, участник международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург»: «Я слышал некоторых певцов. Голоса очень хорошие. Их надо бояться».

Внутренняя конкуренция — только одна сторона медали. Есть еще и внешняя. В Петербурге существует сразу несколько оперных конкурсов международного статуса. Говорят, что такое встречается и за рубежом: в одном городе два творческих состязания.

Но в данном случае невозможно не сопоставить основательниц двух петербургских конкурсов. Знаменитых оперных див — Богачёву и Образцову. Сокурсниц, а после солисток двух великих сцен — Большого и Мариинского. Однако Богачёва уверяет, что делить певицам нечего.

Ирина Богачёва, народная артистка СССР: «Делить абсолютно нечего. Учились мы на одном курсе, прекрасно общались и дружили. Нас вместе пригласили в Большой театр. Но поскольку я коренная петербурженка и у меня здесь могилы родителей, здесь и сестры, и дочь с внучкой, я никогда не стремилась работать в Москве».

Конкурсы прошли практически одинаковую эволюцию. Имени Образцовой отказался от системы баллов, сочтя ее не совсем объективной. Обсуждается каждый участник. Богачёва от баллов пока не отказалась. Хотя согласна, что каждая система имеет недостатки.

Ирина Богачёва, народная артистка СССР: «В жюри порядок такой. Мы не пишем до 100 баллов, а потом отдаем в дирекцию конкурса. Там они сами начинают считать. На всяких конкурсах это бывает. Я считаю, что это очень неправильно».

Образцовой на первые конкурсы удавалось собирать самое звездное жюри — Барбьере и Сазерленд. Богачёва парирует: на ее состязании в жюри тоже звезды. Например, Галина Вишневская, которую как певицу больше знают в России. В этом году из Болгарии приехала Александрина Милчева.

Делят примы не только гостей, но и конкурсантов. Хотя Богачёва уверяет, что лауреатство у Образцовой не мешает певцам участвовать в конкурсе «Санкт-Петербург». Организаторы последнего гордятся количеством певцов, но у Образцовой круг конкурсантов уже сузили, чтобы не превращать первый тур в отборочный.

Главная задача — все-таки открывать новые таланты. Правда, Анна Нетребко, например, была замечена вообще на другом конкурсе имени Римского-Корсакова, который проводит академия певцов Мариинского театра. А значит, чем больше возможностей показать себя у молодежи, тем больше шансов у мэтров открыть новых солистов мирового уровня.

Читайте также