Важная дата в истории эмиграции

21.11.2009, 21:00

Видео программы «Сегодня»

В Москве, Сан-Франциско и нескольких европейских городах отслужили панихиды по галлиполийцам — эмигрантам-белогвардейцам, погибшим от голода и болезней на турецком полуострове Галлиполи.

В Москве, Сан-Франциско и нескольких европейских городах отслужили панихиды по галлиполийцам — эмигрантам-белогвардейцам, погибшим от голода и болезней на турецком полуострове Галлиполи.

Бежавшие в 20-м году из России остатки армии генерала Врангеля жили в полуразрушенных бараках, на выжженной земле, но даже в таких чудовищных условиях пытались сохранить культуру имперской России, создавая образ жизни «русской эмиграции».

Корреспондент НТВ Антон Вольский — о памятных мероприятиях.

В семи городах мира сегодня были отслужены торжественные панихиды. Такие службы решено проводить ежегодно в память о событиях 90-летней давности, а именно Галлиполийском сидении — последней героической странице Белой гвардии. Деникин называл его Голгофой Белого дела.

В ноябре 1920 года 150 тысяч человек — все, что осталось от армии Врангеля, — прибыли в Турцию из Крыма. Отдавшись на милость союзникам по Первой мировой войне, российские беженцы оказались брошенными в буквальном смысле в чистом поле.

Галлиполи — это старое греческое название современного турецкого полуострова Гелиболу. Эта небольшая территория, длиной 90 и шириной 20 километров между Эгейским морем и проливом Дарданеллы. Именно здесь в течение всего чуть более двух лет находился лагерь белогвардейцев, бежавших из России.

Галлиполи беженцы окрестили «голым полем». Солдаты и офицеры, многие из которых были с семьями, вынуждены были жить в землянках или просто на земле под открытым небом.

Владыка Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский: «В этом месте можно сказать ничего не было, но в этом месте были сражения в Первую мировую войну. Там уже были кладбища англичан, там много сражались и с турками. Там в свое время и запорожцы с турками сражались и в плену там у них были. Эти места были неспокойны еще испокон веков».

Меньше чем за год этот лагерь беженцев превратился в военный городок со своими школами, больницами, театрами и даже регулярно издававшимся журналом. Усилиями генерала Кутепова почти переставшая существовать армия снова обрела строй.

Организовали парад. Причем форму шили из подручных материалов — халатов и полотенец. А памятный нагрудный знак, который потом бережно хранили все галлиполийцы, делали из консервных банок.

Алексей Григорьев: «Это крест, который потомки галлиполийцев носят сегодня. Мы его немножко поменяли. Он был черный на белом, а мы сделали белый крест с черной рамкой».

На кладбище под Парижем установлен памятник в честь Галлиполийского сидения — уменьшенная копия мемориала в Турции. Тот памятник сооружали своими силами в 21 году. Каждому было предложено принести один камень и положить в пирамиду. Получилась гора из 26 тысяч камней, высотой несколько метров.

Владыка Михаил, епископ Женевский и Западно-Европейский: «Галлиполи оказался институтом туго, чем стала эмиграция. Научились строить жизнь за границей без ничего, без помощи».

Уже нет в живых участников Галлиполийского сидения. Тем немногим, кто родился в русском лагере уже под 90, но на панихиду прошедшую сегодня по всему миру пришли сотни людей.

Читайте также