Хроника пропавшего бомбардировщика

21.11.2009, 09:25

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

В Приморье предали земле останки жертв авиакатастрофы, произошедшей еще в 1938 году.

В Приморье предали земле останки жертв авиакатастрофы, произошедшей еще в 1938 году. В горах тогда разбился советский бомбардировщик СБ. Корреспондент НТВ Сергей Анцигин выяснил, что в глухой приморской тайге таких машин лежит немало.

Военные летчики гарнизона морской авиации в приморском селе Николаевка проводили в последний путь своих сослуживцев — именно так здесь назвали членов экипажа самолета ВВС Тихоокеанского флота, потерпевшего катастрофу в окрестных горах более 70 лет назад.

Все это время останки людей пролежали в глухой тайге вместе с обломками летательного аппарата. Только в прошлом году их обнаружили приморские любители военной истории во время очередной поисковой экспедиции.

Ярослав Ливанский, командир приморского поискового отряда «Авиапоиск»: «Частично останки растащили дикие животные. Все, что удалось собрать, — обрывки одежды, оборудование, шлемофоны, парашютные пряжки, подошвы ботинок — все было собрано и подготовлено к захоронению».

Точное место гибели военного самолета поисковикам подсказал местный охотник. На разбросанные в лесу обломки боевой машины он впервые наткнулся еще в середине 60-х, но о своей находке властям не сообщил.

Следуя инструкциям, участники экспедиции преодолели сложный подъем на Макаровский хребет и почти на самой вершине горы обнаружили фрагменты бомбардировщика.

Сергей Балкин, член приморского поискового отряда «Авиапоиск»: «На земле лежали разные металлические части, два двигателя, один из которых почти полностью в землю ушел при ударе. Второй был на поверхности. Там же находились останки людей».

Установить личности погибшего экипажа помогли документы из архива Военно-морского флота. Многие годы все отчеты о приморской авиакатастрофе были засекречены. Поисковики выяснили, что 23 августа 1938 года в свой последний рейс отправились летчик Илья Куличенко, штурман Макар Самойленко и стрелок-радист Федор Басюбин.

В тот день они выполняли учебный полет недалеко от базового аэродрома в Николаевке. По заданию командира экипаж должен был сбросить боекомплект из шести авиабомб в районе войскового полигона. Пролетая над сопками, самолет попал в зону плотных кучевых облаков и начал снижаться. По заключению военных экспертов того времени, неблагоприятные погодные условия, скорее всего, и привели к трагедии.

Ярослав Ливанский, командир приморского поискового отряда «Авиапоиск»: «Сильным нисходящим потоком воздуха, что не редко бывает над высокими горными хребтами, машину бросило на 400 метров вниз, и она упала на склон горы.

По советскому телевидению рассказывали об этом летательном аппарате: „Свои ценные боевые качества самолет выявил, участвуя в борьбе республиканской Испании в 1937 году, где он любовно был назван «Катюшей»“».

Самолет класса СБ был первым и самым массовым скоростным бомбардировщиком в истории российской военной авиации. Его спроектировали в конструкторском бюро Туполева в середине 30-х годов. Вскоре началось серийное производство боевых машин этого типа. В приморский авиаполк новые бомбардировщики поступили незадолго до катастрофы 38 года.

Александр Веремиенко, заместитель командира по воспитательной работе авиационной базы полетной подготовки Тихоокеанского флота: «Для своего времени самолет был надежный, никаких сверхъестественных задач пред ним не ставилось. Нельзя сказать, чтобы машины этого типа часто разбивались».

Со всеми почестями останки погибших приморских летчиков захоронили на сельском кладбище в братской могиле. На памятнике указаны сразу три фамилии. Самым молодым в экипаже был старшина Федор Басюбин, ему было 22 года. Среди тех, кто присутствовал на церемонии погребения, не было только родственников — ни одного из них найти пока не удалось.

Читайте также