Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»
В самом большом храме Сретения Господня, возведенном после революции в Петербурге, приступили к росписи редкого холста в православной живописи.
В самом большом храме Сретения Господня, возведенном после революции в Петербурге, приступили к восстановлению позолоты «Тайного причастия». Это редкий сюжет в православной живописи.
Предположительно этот холст площадью в 40 квадратных метров завершат к концу года. По технологии работать можно только несколько часов в день.
Корреспондент НТВ Павел Рыжков встретился с реставраторами.
40 квадратных метров живописного полотна. Площадь впечатляет если учесть, что художники приступили к росписи редкого сюжета в православном храме.
Удивительно и то, что почти за 100 лет в Петербурге не создавались новые художественные произведения христианской тематики такого формата. Технология традиционна: перед масляным слоем на холст наносится позолота по лаку.
Ольга Котик,
Сусальным золотом будет отливать сцена Евхаристии тайного причастия учеников Христа.
Отец Георгий, настоятель храма Сретения Господня: «Много художников предлагали роспись Горнего места в алтаре. И у всех был один классический сюжет Леонардо да Винчи „Тайная вечеря“. Это здорово, красиво, но это везде. Но меня поразила живопись, на которой Христос стоит во весь рост и из своих рук причащает учеников».
Подобный сюжет есть лишь в единственном храме Петербурга Спасе на Крови. В новом, возведенном на Гражданском проспекте, решили повторить идею, причем также выполнить роспись в васнецовской манере.
Академическая живопись, конечно, отступление от канона, но стиль в выбранном проекте лучше всего подчеркивал идею храма, построенного в
Георгий Шереметев, архитектор, автор проекта росписи: «Идея заключалась в развитии света и цвета. Позолота и струящийся свет, который потом идет по аркам, начинает развиваться в полукуполах. Основной цветовой удар приходится на конху и алтарь. Основная позолота сосредоточена за алтарем».
Даже в пасмурный день дневной свет должен отражаться от изображения Христа под куполом и фокусироваться на алтаре и в заалтарной части, где и расположен холст с тайным причастием.
Отец Георгий говорит, что не хотел бы точного обозначения каждого апостола. Но на эскизе и набросках на стене уже можно угадать учеников Христа.
Самый молодой Иоанн Богослов, слева, ближайший от Иисуса, Павел, справа Пётр. Эту роспись считают самой сложной многофигурной композицией. Пока не решено, как будут расписаны все стены.
Рассматривалось предложение по ярусам: евангелисты, апостолы. И, возможно, в одном из проемов появится лик Сергия Радонежского. Правда, как считают создатели, самую сложную по исполнению роспись они уже выполнили.
Чтобы расписать подкупольное пространство художникам, как и мастерам Возрождения, приходилось трудиться лежа на спине. Но чтобы оценить собственное произведение, воспользовались современными приспособлениями оптикой.
И рассматривали живопись, перевернув бинокль. Получалось как бы издалека. Таким образом, пропорции изображения сделаны с учетом
Художники расписали 300 квадратных метров за короткий срок несколько недель. Нужно было успеть до разбора лесов. Пожертвований хватило даже на то, чтобы гранитные полы сделать теплыми.
Этот храм должен по идее создателей стать не просто самым большим, возведенным в Петербурге после революции, но и уникальным с точки зрения соединения древней
Читайте также
- Новодевичьему монастырю в Петербурге передали корпус Бадаевских складов
- Под Петербургом скрупулезно воссоздают Святодуховскую церковь
- В Петербурге на воссозданном храме появились украшенные хрусталем кресты
- В центре Северной столицы на месте сквера воссоздадут храм
- Слово архимандрита: с церковным строительством нужно согласовывать Генплан
- Вход в метро под церковной крышей