На «Тайное причастие» наносят позолоту

19.11.2009, 14:21

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В самом большом храме Сретения Господня, возведенном после революции в Петербурге, приступили к росписи редкого холста в православной живописи.

В самом большом храме Сретения Господня, возведенном после революции в Петербурге, приступили к восстановлению позолоты «Тайного причастия». Это редкий сюжет в православной живописи.

Предположительно этот холст площадью в 40 квадратных метров завершат к концу года. По технологии работать можно только несколько часов в день.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков встретился с реставраторами.

40 квадратных метров живописного полотна. Площадь впечатляет если учесть, что художники приступили к росписи редкого сюжета в православном храме.

Удивительно и то, что почти за 100 лет в Петербурге не создавались новые художественные произведения христианской тематики такого формата. Технология традиционна: перед масляным слоем на холст наносится позолота по лаку.

Ольга Котик, художник-реставратор: «Мордан мы нанесли накануне. Он сохнет 12 часов. Поскольку мы ночью не можем работать, то вечером покрываем куски, а утром приходим и покрываем золотом».

Сусальным золотом будет отливать сцена Евхаристии — тайного причастия учеников Христа.

Отец Георгий, настоятель храма Сретения Господня: «Много художников предлагали роспись Горнего места в алтаре. И у всех был один классический сюжет Леонардо да Винчи „Тайная вечеря“. Это здорово, красиво, но это везде. Но меня поразила живопись, на которой Христос стоит во весь рост и из своих рук причащает учеников».

Подобный сюжет есть лишь в единственном храме Петербурга — Спасе на Крови. В новом, возведенном на Гражданском проспекте, решили повторить идею, причем также выполнить роспись в васнецовской манере.

Академическая живопись, конечно, отступление от канона, но стиль в выбранном проекте лучше всего подчеркивал идею храма, построенного в русско-византийском стиле.

Георгий Шереметев, архитектор, автор проекта росписи: «Идея заключалась в развитии света и цвета. Позолота и струящийся свет, который потом идет по аркам, начинает развиваться в полукуполах. Основной цветовой удар приходится на конху и алтарь. Основная позолота сосредоточена за алтарем».

Даже в пасмурный день дневной свет должен отражаться от изображения Христа под куполом и фокусироваться на алтаре и в заалтарной части, где и расположен холст с тайным причастием.

Отец Георгий говорит, что не хотел бы точного обозначения каждого апостола. Но на эскизе и набросках на стене уже можно угадать учеников Христа.

Самый молодой — Иоанн Богослов, слева, ближайший от Иисуса, Павел, справа — Пётр. Эту роспись считают самой сложной многофигурной композицией. Пока не решено, как будут расписаны все стены.

Рассматривалось предложение по ярусам: евангелисты, апостолы. И, возможно, в одном из проемов появится лик Сергия Радонежского. Правда, как считают создатели, самую сложную по исполнению роспись они уже выполнили.

Чтобы расписать подкупольное пространство художникам, как и мастерам Возрождения, приходилось трудиться лежа на спине. Но чтобы оценить собственное произведение, воспользовались современными приспособлениями — оптикой.

И рассматривали живопись, перевернув бинокль. Получалось как бы издалека. Таким образом, пропорции изображения сделаны с учетом 35-метровой высоты.

Художники расписали 300 квадратных метров за короткий срок — несколько недель. Нужно было успеть до разбора лесов. Пожертвований хватило даже на то, чтобы гранитные полы сделать теплыми.

Этот храм должен по идее создателей стать не просто самым большим, возведенным в Петербурге после революции, но и уникальным с точки зрения соединения древней русско-византийской архитектуры, академической живописи и современных технологий.

Читайте также