Его глазами Страна Советов смотрела в мир

16.11.2009, 21:00

Видео программы «Сегодня»

Знаменитому публицисту, писателю и телеведущему Генриху Боровику исполняется 80 лет.

Сегодня юбилей отмечает журналист, по биографии которого можно изучать историю и географию. Он объездил почти весь мир и стал свидетелем самых заметных событий прошлого века. Речь о Генрихе Боровике. Ему исполнилось 80. Говоря о своей работе, он признается, что никогда не гнался за сенсациями. Сейчас Боровик пишет книгу, в которую войдет все, что оставалось за рамками газетных очерков и телерепортажей.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский пообщался с юбиляром и предположил: читаться она будет, как захватывающий роман.

В 60-е на Огонек подписаться было не просто. Из строя партийной прессы он выделялся пусть относительной, но все же либеральностью. Там было много очерков и в том, числе из-за границы. А читатели Страны Советов любую кроху информации о жизни там, за занавесом, сметали со стола. Подшивки номеров журнала хранили, как ценный экземпляр библиотеки. В то время Генрих Боровик, объездивший полмира, был звездой.

Должность журналиста-международника открывала захватывающие перспективы. Увидеть мир в те годы позволялось только избранным. Но часто это были путешествия с обременением. Так, Боровик отправился на Кубу не из чистого любопытства.

В политбюро желали знать, кто они, эти «барбудос» со своим Фиделем, что они хотят и во что верят. Только потом население Острова свободы стало братским народом. И даже гуляя по Бродвею в Нью-Йорке, советский журналист акцент должен был делать не на мюзиклы, а на американский милитаризм, который хотя бы в виде игрушек якобы выпирает чуть не с каждой витрины.

При этом Боровик был явным баловнем судьбы. Из всей когорты журналистов, которых Микоян привез на Кубу в рамках официального визита, именно он один вызвал зависть всей советской интеллигенции. Еще бы! Попасть в гости к самому Папе Хему, ездить с ним на рыбалку и лично обучать его, как надо обращаться с русской водкой — Хемингуэй разыскивал на кухне штопор.

Генрих Боровик, журналист, писатель: «А я молодой, необученный, еще не очень соображающий, что можно, а что нельзя, взял у него из рук эту бутылку и открыл ее таким образом. Полный восторг! На меня начал смотреть такими глазами».

За такую личную интонацию Боровика и ценили читатели. Вместо пыльных штампов пропаганды, вроде «пентагон тянет кровавые руки к миролюбивому народу Вьетнама», он описывал, что случилось с улицей Звездочетов в Ханое, описывал так, как видел своими глазами, будучи там, на месте, сразу после бомбежки. Он был очевидцем едва ли не всех войн второй половины ХХ века.

Всеволод Овчинников, писатель-востоковед, обозреватель «Российской газеты»: «По биографии Боровика можно изучать географию горячих точек. По биографии географию. Я вообще думаю, что счастлив тот журналист, который может сказать: в моих делах воплотились приметы моего времени. Вот журналист Боровик может о себе это сказать».

О войне не напишешь, сидя в редакции на другом конце света. Золотое правило репортажа: что вижу — то пою. Главное уметь видеть. Боровика любили за его глаза, он ими смотрел за целую страну.

Генрих Боровик, журналист, писатель: «В общем, даже если вы просто сможете говорить правду по-настоящему и писать об этом по-человечески, то вы людям дарите многое, не только знания, но и эмоции, не только эмоции, но и самосознание».

Читайте также