«Женщина без тени» уведет в мир бессознательного

16.11.2009, 14:32

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мариинском театре готовятся премьере оперы, которую до сих пор не решались ставить в России.

Сегодня в Мариинском театре премьера оперы, которую до сих пор не решались ставить в России. «Женщина без тени» Рихарда Штрауса считается одной из самых сложных.

Однако в Санкт-Петербурге не испугались того, что постановка потребует многих затрат и больших усилий. В спектакле задействованы более 100 исполнителей, а во время подготовки не только декораций, но и в костюмах художникам пришлось применить инженерные разработки.

Одним из первых «Женщину без тени» увидел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Пол Браун лично примерил к платью императрицы еще одну аппликацию. Известный художник по костюму из Великобритании для героев фантастического сюжета придумал буквально райское одеяние.

Пол Браун, художник: «Выглядит, то, как она это носит. Это придает совершенно другой вид».

Браун оформлял спектакли для ведущих театров мира — в «Ковент Гарден» и «Опера Басти». За фильм «Ангелы и насекомые» был номинирован на «Оскар». Понятно, что сценография к главному оперному мифу ХХ века «Женщина без тени» Рихарда Штрауса не может быть тривиальной.

Императрица по сюжету — существо неземное, не отбрасывающее тени. Одеяние свиты подчеркивает мистический образ героини. Костюмов с батиком, натуральным шелком и вышивкой в мастерских Мариинского изготовили 40 штук.

Пётр Вогулкин, художник-технолог мастерских Мариинского театра: «Каждый костюм эксклюзивен, в том числе штаны. Они расписываются вручную. Батиком сейчас вообще мало кто занимается, и мы на это пошли».

Художники-технологи перебрали несколько вариантов, воплощая наяву фантазии постановщиков. Певица, исполняющая партию Сокола, должна была парить над сценой. Мастера даже были готовы вшить в костюм альпинистское снаряжение, но от смелой идеи пришлось отказаться.

На сцене постановщики постарались соединить реальный мир с фантастическим. Золотая птица соседствует с автомобилем и стиральной машиной.

Сюжет оперы Рихарда Штрауса «Женщина без тени» дает возможность трансформации одного пространства в другое. Такой замысел потребовал от создателя сооружения самых сложных декораций премьерных спектаклей за последнее время.

Макет автомобиля, который из зала не отличить от настоящего, монтировщики собрали прямо на сцене. Сложное оформление оперы под стать партитуре. В мире едва ли наберется десяток театров, где бы шла «Женщина без тени».

Джонатан Кент, режиссер-постановщик: «Музыка действительно носит исключительный характер. В ней есть некий радикализм. И в этой опере есть пять совершенно уникальных и очень трудных для исполнения партий. Конечно, очень интересно работать с компанией, которая может обеспечить исполнение этих пяти партий».

Заглавную партию императрицы исполнит солистка Мариинского театра Млада Худолей.

Млада Худолей, солистка Мариинского театра: «Это непросто тень, которую фея Питеру Пену пришивает, или ее можно свернуть, взять, собрать. Здесь они имеют в виду тень как вообще человеческую сущность, воплощение. Это разница между человеком воплотившимся и ангелом».

Либретто принадлежит поэту-символисту начала прошлого века Гуго фон Гофф Монсталю. На автора явно оказали влияние работы его современника Зигмунда Фрейда. И сказка о женщине без тени еще больше приоткрыла завесу в мир бессознательного.

Читайте также