В память об Аксёнове танцевали свинг

14.11.2009, 12:13

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

Литературно-джазовый фестиваль «Аксёнов-фест» прошел в Казани. Там же открыли и дом-музей писателя.

Он был задуман как фестиваль в честь писателя, а в этом году стал фестивалем его памяти. В Казани проходит литературно-джазовый «Аксёнов-фест». Гости собрались по-домашнему, прямо в тех комнатах, где Аксенов родился и вырос. Открытие музея приурочили к нынешнему фестивалю.

Корреспондент НТВ Михаил Чернов расскажет подробнее.

Этот фестиваль так и назвали — «писатель-праздник». Не хотели устраивать поминок. Ведь шестидесятник Василий Аксёнов сам всегда был образцом оптимизма.

Сергей Миров, продюсер фестиваля: «Чтобы никакой ноты траура здесь не было. Чтобы все было весело, как он хотел. Жить нужно, как бы танцуя свинг».

На Казанском вокзале с утра встречают гостей. Писатели, артисты — большинство из них Василия Павловича знали лично. Атмосфера вельветовых брюк и джаза будто витает в воздухе. Само название «Аксёнов-фест» на западный манер. В этом году фестиваль имени Аксёнова превратился в фестиваль его памяти. Летом писателя не стало.

Василий Аксёнов, писатель: «Я был в юности своей ранней ну не стиляга, а стиляжка провинциальный из Казани».

Его протест родом из детства. Родителей репрессировали. Но сын выжил, вырос и выучился на врача. Тогда же начал писать. Уже первые повести «Коллеги» и «Звездный билет» выходят миллионными тиражами, экранизируются. Но в рамки официальной литературы Аксёнов никогда не вписывался. Позволял героем сомневаться, когда делать это было не принято. Вскоре писатель уезжает в Штаты и лишается советского гражданства.

Михаил Веллер, писатель: «Аксёнов принадлежал к незначительному числу свободных людей. По „окуджавинову“ знаменитому — „каждый пишет, как он дышит“ — он, как писал, так и жил. В советской действительности это неизбежно приводило к столкновениям с барьерами.

„Аксёнов-фест“ проводят в „Аксёнов-хаусе“. Так кто-то в шутку назвал дом его детства. Здание восстановили в кратчайшие сроки. Почетное право открытия предоставили сыну Алексею.

Алексей Аксёнов, сын В. П. Аксёнова: „В семье держал себя по-разному — нельзя быть ровным. Но официоза не было никогда“.

Обстановку той самой коммунальной квартиры воссоздали до мелочей. Но тогда, 70 лет назад, все здесь было заставлено мебелью. Настоящий Шанхай: по семь человек в одной комнате. Школьник Аксенов спал на раскладушке. Рядом делал уроки».

Аксенов возвращался в дом своего детства. Рассказывал про спрятанный отцовский пистолет и просил спуститься в подвал. Спустя два года все поняли зачем.

Ильсур Метшин, мэр Казани: «Это тот самый Маузер. Он 50 лет пролежал в подвале. Мы нашли его там».

Школьные товарищи нашли чудом сохранившуюся фамильную посуду. Потенциальный музейный экспонат гости фестиваля тут же использовали по прямому назначению.

Участник фестиваля: «Вот есть реальный графинчик, когда-то принадлежащий Аксёновым. Я предлагаю его наполнить и выпить».

К концу вечера даже писатель Михаил Веллер заметно повеселел. Джаз, стихи и танцы будут царить здесь несколько дней. Как иначе, если сам Аксёнов просил запомнить его, лучше всех отбивающим свинг.

Читайте также