Чистая энергия из пыльных автострад

07.11.2009, 21:00

Видео программы «Сегодня»

Израильская компания проводит эксперимент: ученые добывают электричество за счет автомобилей, которые ездят по «умной дороге».

Сегодня автомобили, проезжавшие по одному из скоростных шоссе Хайфы, невольно участвовали в работе электростанции будущего. Проекта, разработанного выходцами из бывшего СССР. Они предложили извлекать электричество прямо из автотрассы: система работает за счет давления колес машин на дорожное полотно, под которым установлены специальные генераторы.

Авторы технологии утверждают, что она позволит освещать дороги и соседние улицы, обеспечивать работу светофоров и подзаряжать аккумуляторы автомобилей. Причем все это без вреда для экологии.

Корреспондент НТВ Владислав Сорокин наблюдал за экспериментом.

Такой пикник на обочине они устраивают примерно раз в месяц. В палатке — все необходимое для ученых: осциллографы и спектрограммы, на улице — то, что показывают обычным людям, в доказательство того, что «умная дорога» — это не миф.

Евгений Хараш, представитель компании-разработчика: «Когда грузовик поедет, зажгутся лампочки. Вот этот проехал мимо, а вот этот…»

А этот проехал как надо: колеса грузовика коснулись именно того места, где стоят генераторы электрической энергии. На мониторе в палатке побежали импульсы, а на улице зажглась лампочка. Физик Евгений Хараш выбрался из своей лаборатории в поле, как раз, чтобы объяснить потенциальным инвесторам и всем любопытным, что это за технология будущего, о которой миру — парадокс — известно давно.

Евгений Хараш, представитель компании-разработчика: «Эффект этот был обнаружен 129 лет назад братьями Кюри, это пьезоэлектрический эффект. Если деформировать такой материал, то на его электродах возникает электрический заряд».

Тот же принцип используется в бытовых зажигалках, только там пьезоэлемент дает искру, а здесь электричество. Перед тем, как построить экспериментальный участок дороги, ученые мужи у себя в университете целыми днями прыгали на площадке, зажигая лампу, а потом моделировали нажатие грузовика на прессе.

Евгений Хараш, представитель компании-разработчика: «Нагрузка сейчас составляет 10 тонн».

Им нужно было понять, сколько энергии можно получить из автомагистрали. Оказалось, невероятно много: один километр дорожного полотна может дать до 500 киловатт часов. Представьте, автотрасса, как мини-электростанция, обеспечивающая электричеством себя и все вокруг, питающая фонарные столбы, дорожные табло и заодно близлежащие поселки.

Это и называется «умной дорогой». Когда магистраль сама следит за дорожной ситуацией 24 часа в сутки. Генераторы могут работать как датчики, тогда они покажут скорость движения, количество машин, их вес, и даже расскажут об аварии — с места столкновения просто перестанут поступать электрические импульсы, так что диспетчер увидит ДТП намного раньше первого звонка в службу спасения.

Они говорят, что вместе их свела не иначе как судьба. Советский учений, израильский менеджер и врач из Америки, чей 95-летний отец — вложил в проект 3,5 миллиона долларов.

Чарльз Милгром, основатель компании-разработчика: «В его возрасте он может позволить себе сыграть в рулетку. Отец как-то сказал мне, что будь ему лет 40, он ни за что бы не стал вкладывать деньги в наш проект, потому что он очень рискованный. Но сейчас он уже думает не о прибыли, а о том, чтобы сделать что-то полезное для мира».

Единственная преграда на пути зеленого проекта все те же инвестиции. Как и любая другая альтернативная, дорожная энергия не в состоянии окупиться за пару лет.

Если один километр двухполосной «умной дороги» стоит больше миллиона долларов, а 100 километров — 100 миллионов, а если вместо двух полос — 16, то это уже 800 миллионов. Кто готов вложить такие деньги в альтернативную энергетику? Это по-прежнему большой вопрос.

Читайте также