Имперский блеск по-итальянски

06.11.2009, 18:29

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В музее-заповеднике Павловска завершается реставрация уникальных плафонов галереи Пьетро Гонзаго.

В Павловском дворце завершается один из этапов сложных реставрационных работ. Петербургские мастера почти полностью восстановили плафон галереи Пьетро Ганзаго.

Экстерьер здания итальянский декоратор выполнил по заказу императрицы Марии Фёдоровны. Точнее он переделал уже существующий под вкус императрицы.

Фрески пострадали во время войны и с 1944 года стояли законсервированные. Сейчас, несмотря на заморозки, благодаря технологиям, реставраторы фактически завершили внешний декор здания.

Работу мастеров оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.

С помощью муштабеля (нехитрого упора) линия у художника получается четкой, прямой и мазок ложится в нужное место. Так тщательно, прорабатывая детали, реставраторы уже несколько месяцев восстанавливают галерею Пьетро Гонзаго.

Итальянский декоратор необычно оформил колоннаду Павловского дворца. За 200 с лишним лет технологии поменялись. Если у итальянца это были фрески по извести, то сегодня используют современные краски и основу.

Ян Лельчук, руководитель бригады художников по воссозданию галереи Гонзаго: «В связи с тем, что в основе другие материалы, требуются и другие материалы для воссоздания живописи. Сейчас мы используем силикатную основу с силикатной краской. Они более долговечные. Потому, что связующее в них калиевое стекло. Соответственно по логике вещей они должны дольше храниться».

Кессоны с розетками воссоздают по утвержденным эскизам. Реставраторы работают в сложной технике гризайль — монохромной живописи, используя только полутона.

Для того чтобы увидеть, что получается в процессе реставрации, на время пришлось разобрать часть перекрытий строительных лесов. Плафон, как и задумывал Пьетро Гонзаго, должен быть с эффектом небольшого свода. Подобная архитектурная живопись рассчитана на то, чтобы ее рассматривают снизу.

Первые заморозки не остановили работы по реконструкции, их нельзя прерывать. Проем между колоннами реставраторы затянули пленкой и отапливают галерею тепловыми пушками. Следующий этап восстановления — настенная роспись.

Людмила Коваль, главный специалист по хранению музея-заповедника «Павловск»: «Суть галереи была в том, что между пилястрами размещались перспективные росписи. Затем они сменялись орнаментальными вставками. И между сдвоенными пилястрами ставилась скульптура».

Необычный прием в сочетании архитектуры и перспективной живописи есть на дореволюционных фотографиях. Реставраторы специально увеличили снимки для лучшего восприятия. Про настенную живопись ходили анекдоты. Говорят, птицы, залетая в галерею, бились о стену, а собаки тыкались носами. Так правдоподобно выглядели росписи.

Людмила Коваль, главный специалист по хранению музея-заповедника «Павловск»: «Здесь пятнами сохраняются фрески начала XIX века, несмотря на то, что они подновлялись перед войной. Но основа — эта те фрагменты, которые первоначально были сделаны Гонзаго».

Живопись галереи уничтожил пожар в 1944 года. Реставрировать пытались еще в 60-х. Восстановили колонны. Но возникли научные споры по цвету росписей.

Уцелевшие фрагменты красного оттенка, и некоторые научные сотрудники посчитали его подлинным. Только через несколько десятков лет, благодаря искусствоведам, было найдено авторское решение Гонзаго.

В музее сохранилась одна подлинная скульптура из галереи — Геркулес на коне. В антикварном магазине купили еще одну статую, аналогичную утраченной, — Мальчик, вынимающий занозу.

К сожалению, все скульптуры была похищены во время оккупации. Но кто знает. Может, они еще вернутся в Россию и займут свои места, определенные гениальным декоратором.

Читайте также