Визит Тиллерсона в Москву определит характер взаимодействия США и РФ

11.04.2017, 20:15

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

В Москву прилетел госсекретарь США Рекс Тиллерсон, завтра с ним должен встретиться министр иностранных дел Сергей Лавров.

Свой путь в Россию Тиллерсон начал с ультимативного заявления — он призвал Москву сделать выбор между поддержкой Башара Асада и сотрудничеством с Западом. Госсекретарь также обвинил Россию в невыполнении договоренностей об уничтожении химического оружия в Сирии. Все это Тиллерсон сказал в Италии, где сирийский вопрос и роль России в урегулировании конфликта обсуждали главы МИД «Большой семерки».

Наверняка, не таким представляли себе в Москве первый визит нового американского госсекретаря, который в свое время на посту руководителя крупнейшей нефтегазовой компании Exxon Mobil активно сотрудничал с Россией и обзавелся в стране немалым количеством друзей. На этот раз в его лице приезжает жестко настроенный политик, желающий поставить вопрос ребром: с кем желает быть Кремль — с Соединенными Штатами и их западными партнерами или с Башаром Асадом и Ираном?

Можно, правда, приветствовать тот факт, что Тиллерсон в отличие от своего британского коллеги Бориса Джонсона не стал становиться в позу и демонстративно отказываться от визита, а взял на себя задачу донести до России позицию, выработанную на встрече министров иностранных дел «Большой семерки» в Италии. Сам госсекретарь заявил там, что правление семьи Асада подходит к концу, хотя и нет предположений, как это произойдет.

Рекс Тиллерсон: «Мы не видим дальнейшей роли режима Асада в долгосрочной перспективе, учитывая, что он отказался от своей легитимности при таких типах атак. Надеюсь, что руководство России поймет, что это ненадежный партнер. Режим Асада подписал соглашение о химоружии, Россия его подписала, и сейчас Асад выставляет Россию не в лучшем свете. Россия является сторонником режима Асада, иранцев, „Хезболлы“», или она предпочтет войти в альянс с США и другими западными странами, а также арабскими с целью разрешения сирийского кризиса?

Требования в подобной ультимативной форме, как показывает весь предыдущий опыт, для России неприемлемы. Россия осуществляет тесное взаимодействие с теми, кто реально борется с террористической угрозой. А ей предлагают отказаться от своих обязательств в обмен на какие-то посулы.

К тому же Тиллерсон вываливает в адрес не только Сирии, но и России категоричные суровые обвинения, несмотря на то, что по-прежнему не представлены доказательства химической атаки и никто не понимает, зачем она была нужна сирийскому руководству, ведь эффект с военной точки зрения нулевой, а политический риск — самоубийственный.

Рекс Тиллерсон: «Россия не смогла соблюсти договоренности в рамках многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН. Эти резолюции определяли Россию в качестве гаранта того, что Сирия будет свободной от химического оружия. Не ясно, отнеслась ли Россия несерьезно к своим обязанностям или же Россия некомпетентна».

Если так Тиллерсон будет говорить на переговорах в Москве, то от него наверняка потребуют реальных доказательств. Вопреки ожиданиям того же Бориса Джонсона, который на 100 процентов уверен в виновности режима Асада, министерский саммит не занял крайне агрессивную позицию в отношении России и не поддержал требование о новых санкциях. Тут сыграла роль прежде всего сдержанная линия Германии, высказанная Зигмаром Габриэлем.

В том же духе высказалась Ангела Меркель в телефонном разговоре с Дональдом Трампом — политическое урегулирование в Сирии должно проходить под эгидой ООН. При этом сотрудничество с Россией имеет особое значение для запуска переходного политического процесса.

Меркель, да и другие лидеры западных стран, конечно, в силу солидарности вынуждены поддерживать новый воинственный курс Трампа, но канцлер не может не учитывать настроения в собственной стране накануне парламентских выборов. Если в Соединенных Штатах рейтинг президента после ракетной атаки вырос, то в Германии этот шаг одобряют только 26 процентов граждан, а 59 процентов — против, 80 процентов за то, чтобы администрация США в будущем от таких ударов воздержалась.

В памяти жителей Германии, которая при Шредере отказывалась участвовать войне против Ирака, американские военные авантюры пользуются недоброй славой. А расхлебывать заваренную кашу приходится им и другим европейцам, принимая у себя все новых беженцев.

Тиллерсону в Москве тоже наверняка напомнят, что «Исламское государство» (организация запрещена в РФ) возникло на руинах режима Саддама Хуссейна, а свержение военным путем Асада также способно оказать еще большую поддержку радикальным исламистам в регионе.

Пока не ясно, состоится ли после переговоров госсекретаря с Сергеем Лавровым встреча гостя с президентом Путиным. В любом случае разговор в Москве обещает быть трудным. Фактически решается не вопрос «с кем будет Россия — с Западом или Ираном», а будет ли Трамп, как обещал, вместе с Россией бороться с терроризмом.

Связанные новости

Читайте также