Гравер — дело тонкое

05.11.2009, 14:29

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Один из старейших сотрудников Монетного двора более 60 лет посвятил любимой профессии. Выйдя на пенсию, он продолжает активно помогать своим коллегам.

Петербуржец Игорь Комшилов — один из старейших работников петербургского Монетного двора. У него почти 70 лет трудового стажа и все это время он трудился в одном месте. Сейчас ему 80, совсем недавно он ушел на пенсию. Но все равно продолжает активно помогать своим прежним коллегам.

С гравером-старожилом встретился корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Игорь Комшилов оставил себе на память эти гипсовые слепки от своей прежней работы. Недавно он вышел на пенсию, отработав на одном предприятии — Монетном дворе — 67 лет. Это число для гравера-медальера символично. В 1967 году на конкурсе в честь юбилея Циолковского победила работа мастера.

Игорь Комшилов, гравер-медальер: «Я не знаю, чем она понравилась. Победила, ей дали первую премию. Значит ничего лучше не показали».

А если сложить цифры шесть и семь, получается тринадцать. Именно в этом возрасте Комшилов во время войны начал работать учеником-медальером. Тогда в эвакуации непоседе-подростку работа не очень понравилась.

Не хватало усидчивости. Ведь каждую загототовку приходилось обрабатывать вручную зубилом и штихелем. По утвержденным заказам это была медаль за взятие Кёнигсберга.

Игорь Комшилов, гравер-медальер: «„За освобождение Варшавы“ это тоже моя медаль. То есть лично я делал. А в основном и инструмент. А потом там в войну много орденов делали. Производили и заграничные заказы для Югославии».

Мастер делал специальные заказы и для польского правительства в эмиграции в Британии, и орден Белого орла. Но больше всего Комшилову нравились памятные медали, где появлялась возможность для творчества.

Таких в специальном каталоге советского периода у медальера 28. Некоторые гравер хранит дома. Например, в честь юбилея кавалериста Котовского или большевика Пятницкого, или мастера советской фортепианной школы Гольденвейзера.

Сегодня, несмотря на заслуженный отдых, без рук мастера Монетный двор обойтись не может. Теперь Игорь Сергеевич работает на дому. Воск поддается скребку и появляется самолет начала века. Что это будет, пока секрет.

Главное, чтобы рельеф изображения не превышал полутора миллиметров. Для этого сделана выточка, и мастер постоянно проверят уровень линейкой. Работа медальера схожа с ювелирной. Но имеет свои технологические особенности.

Прежде чем отчеканят монеты и медали, делаются модели. Это первое художественное изображение будущего изделия, полученное в пластике, — воск на оргстекле. Потом все переводится в гипс.

В результате длительного технологического цикла рельефные изображения сильно уменьшаются. В шесть или десять раз. Поэтому художник должен знать, как будет выглядеть его рисунок в таком уменьшенном масштабе.

Игорь Комшилов говорит: раньше изображение вручную переносили на металл, потом делали штемпель уже для чеканки монет и медалей. Теперь все производят машинным способом, с помощью сканеров и компьютерных программ. Династия Комшиловых известна на Монетом дворе.

Здесь работали отец и брат Игоря Сергеевича. Супруга же трудилась эмальером. Сам мастер уже на пенсии был удостоен приза, который вручается лучшим из лучших в профессии.

Международный конкурс «Монетное созвездие» отметил за вклад в развитие рынка памятных монет. Каждая работа Комшилова высоко ценится коллекционерами. И стоимость подобных изделий во многом зависит от имени автора.

Читайте также