Художественный взгляд на трущобы

29.10.2009, 15:07

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мраморном дворце открылась выставка Владимира Титова — московского художника и парижского эмигранта.

В Мраморном дворце открылась выставка Владимира Титова — московского художника и парижского эмигранта. Французские клошары, американские бамы и русские бомжи на его картинах вызывают не брезгливость, а живой интерес.

В холсты всмотрелся корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Мраморный дворец сегодня отдали на откуп бездомным. Сразу в нескольких залах их лица, их смех, их и тоже бездомные собаки. Вся эта подзаборная и наскамеечная действительность, которая в общем, одинакова что в Москве, что в Париже, что здесь, в Мраморном.

«А знаете что, ангелы? — спросил я тихо-тихо. Что? — ответили ангелы. — Тяжело мне…» Как и у Венички, здесь ангелы на каждом шагу. Рядом с бездомными ангелы, рядом с тракторами в поле. А вот и сам Веничка — вернее, иллюстрация к «Москве-Петушкам». У Владимира Титова люди, в основном, не ходят. Они сидят, лежат, стоят бутылки сдавать. У них ритм жизни такой.

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея: «Это пузыри земли, по-шекспировски говоря. Они вечно в ожидании поезда, пособия, счастья. Они вечно самодостаточны, потому что им ничего не нужно. Это вечный вопрос культуры — кто счастливее. Тот, кто живет по правилам и предписаниям или тот, кто приблизился к стадии существования, которую описывает Титов».

Это называется «автопортрет на родине». Родина у Титова понятная: бабы там, мужики. Все делами заняты несложными. У него вообще все понятно, без выдумок. Нарисовал Жучку. Пожалуйста, собака. Написал, что конфеты шоколадные — и разве кто подумает, что там леденцы в упаковке. Он давным-давно эмигрировал в Париж, чтобы жить в максимально понятных условиях.

Валентин Самарин-Тиль, фотограф, друг Владимира Титова: «В основном, это были артистические скваты, в которых была свобода».

Так смотреть на бездомных у нас не привыкли. Здесь нет жалости во взгляде, нет брезгливости, нет философствования. Никто и никого не учит жить. Вот две женщины остановились обсудить картину «Поцелуй». Это же новость, что, сидя в мусорном бачке, вполне можно целоваться.

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея: «Это его друзья-собутыльники, коллеги. Трудно быть влюбленным в дурно пахнущих, иногда не мытых людей. Но он видит в них людей. Это очень важно».

Размазанные по небу фонари, дорога в ухабах, люди силуэтами — это новогодняя открытка. И ясно, что ничего личного. Просто такой вот Новый год, пасмурный и обыкновенный.

Читайте также