Одной демократической традиции пришел конец

27.10.2009, 20:55

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге завершились общественные слушания проекта бюджета, проходившие в новом формате. С этого года бурное обсуждение в парламенте заменили на несколько более спокойных дискуссий в районах.

Сегодня в районных администрациях завершились общественные слушания проекта главного финансового документа города на следующий год. Впервые обсуждение бюджета проходило не в Мариинском дворце. С этого года бурное обсуждение в городском парламенте заменили на несколько, но более спокойных дискуссий районного масштаба.

О плюсах и минусах новой схемы рассказывает корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

Публичные общественные слушания проекта бюджета города проводились в Большом зале Мариинского дворца несколько лет. Постепенно это стало одной из важных демократических традиций.

Ведь фактически сюда мог прийти любой гражданин и задать свой порой нелицеприятный вопрос власти. В прошлом году таких спрашивающих набралось 400 человек. Но теперь для широкой публики вход в Большой зал закрыт. И это, видимо, надолго.

Это решение принималось прошлой весной, в самый разгар кризиса. В кулуарах парламента логику того времени объясняют просто: сокращать бюджет на десятки миллиардов в присутствии возмущенной общественности депутатам было бы неудобно и даже морально некомфортно. Бюджет с тех пор даже подрос. Но публику в зал решено не возвращать.

Вячеслав Макаров, лидер фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании Санкт-Петербурга: «А что такое бюджет? Это 192 тысячи страниц с семизначными цифрами. И, безусловно, понять и вникнуть в это обыкновенному человеку невозможно. Но понять логику и основные моменты бюджета, в чем его развитие, защищены ли социальные статьи, это можно и даже необходимо».

Статьи бюджета теперь разбирают порайонно. Большое заседание в Мариинском дворце заменили десятки поменьше в райадминистрациях. На заседании в Калининском районе ответственные лица докладывают: в следующем году они потратят шесть миллиардов рублей, большая часть которых уйдет на социальные нужды. Но сидящем в зале не до масштабных цифр.

Участник общественных слушаний: «У меня такой вопрос. Можно ли в ближайшее время все-таки начать строительство детского сада. Потому что проблема на сегодняшний день уже назрела».

Главное отличие таких слушаний от прошлых в том, что в каждом районе обсуждают и вносят предложения, касающиеся лишь своего бюджета.

Александр Ольховский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, фракция КПРФ: «Нельзя забывать, что бюджет города не есть совокупность бюджетов районов. Есть общегородские проблемы, структурные вопросы».

Александр Ольховский — один из главных критиков такого подхода к бюджетному планированию. Депутат убежден: отмена слушаний всего проекта бюджета удобна, прежде всего, финансистам Смольного и ЗакСа. Ведь теперь обсуждать проекты не районного, а городского масштаба фактически некому.

Александр Ольховский, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, фракция КПРФ: «Это следствие упрощения политической системы. Если 10–15 лет назад шел разговор о неком учете всех мнений, о некой демократии, то сейчас мы видим упрощение. Зачем нам слушать, если обсуждают те, кто лучше знает».

Общественные слушания в районах города почти везде проходили по одному сценарию. Были президиум (местное начальство, представители Смольного) и активисты в зале. Обсуждать статьи расходов приходили в основном муниципальные депутаты, учителя, работники ЖЭКов. В общем, проверенные кадры.

Возможно, потому острых вопросов почти не задавали. В Выборгском районе, например, дольше всего спорили, как назвать будущий памятник на площади Мужества — «Дети блокады» или «Дети войны».

Сайт Законодательного собрания — еще один способ компенсации гражданам отсутствия прямого общения с чиновниками. Прием интернет-обращений ведет лично председатель бюджетно-финансового комитета Владимир Барканов.

Казалось бы, вот она возможность неограниченного по времени общения с властью. Но этот эксперимент сложно признать удачным. Депутату Барканову пока написали всего 17 человек.

Читайте также