Видео программы «Сегодня»
В поселке на западе Белоруссии люди говорят на непонятном языке и занимаются ремеслом, технология которого не меняется уже столетия.
В поселке на западе Белоруссии люди говорят на непонятном языке и занимаются ремеслом, технология которого не меняется уже столетия. Здесь работает артель шаповалов мастеров, которые дедовскими методами делают шапки и валенки. Корреспондент НТВ Виктор Кузьмин окунулся в прошлое.
В белорусском поселке валяют валенки вот уже 150 лет, и неважно, что в последнее время в этих местах не бывает прежних трескучих морозов. Спрос есть, а потому в районном центре из поколения в поколение передают ремесло, бережно охраняя секреты, разговаривая на языке, понятном только мастерам.
Самое главное засучить рукава, но до этого нужно марху гасмонить. На секретном языке местных мастеров это означает «шерсть чесать». В районном белорусском центре валенки дело с большой буквы.
Говорят, что после отмены крепостного права местный помещик отправил своих крестьян в Нижегородскую губернию учиться ремеслам. Обратно вольные вернулись шаповалами, то есть знатоками по валенкам и шапкам. С тех пор и валяют.
Владимир Осиповский, шаповал: «Одну пару валенок сделаешь, руки становятся как у профессора беленькие, чистенькие».
Жанна Маслова, руководитель кружка «Катрушник»: «У шаповалов было простое орудие труда, про них даже говорили: где шаповал встал, там его и стан».
Обычно мастер останавливался в доме заказчика. Хозяева должны были только предоставить стол для раскатки шерсти и скатерть. Если шаповала принимали плохо, кормили мало, место для ночлега определяли не у печи, таковыми и валенки в конечном итоге выходили. А чтобы хозяин не догадался, что изделие невысокого качества, мастера говорили на своем секретном языке.
Владимир Осиповский, шаповал: «Шаповалы между собой говорили: берем халвык (деньги) и увлеваем (уходим), иначе хозяин увидит, какие ему сделали валенки».
Но такое редко было, говорят нынешние мастера. Местные валенки славились, иначе бы не передавались секреты ремесла. Начинают обучать с малолетства и делу, и языку, который здесь называют патрушницкий ливезень. Вода курга, мужик куш, баба жбаха.
Здесь учат многому в ремесле. Но самый главный вопрос, на который приходится отвечать мастеру, совсем недетский: как отличить правый валенок от левого?
Владимир Осиповский, шаповал: «С какой стороны корова доится? А как приучишь. Так и валенки. Каждый из них может быть как правым, так и левым».
В каждой паре мастер увидит почерк конкурента. Без соперничества нельзя. А фразе «спилить шкорни хальные» (то есть продать плохие валенки) здесь учат только для углубленного знания шаповального языка.
Читайте также
- Потомственный
мастер-шаповал раскрыл секрет уникальных валенок - Новые монеты напоминают о старинном промысле 16+
- Лукашенко предоставил политическое убежище Томашу Шмидту
- Воронежская область и Белоруссия планируют нарастить товарооборот до миллиарда долларов
- Лавров рассказал белорусским студентам о важности исторической памяти
- Лукашенко предупредил о близости третьей мировой войны