Эксперимент под названием «Изотов»

23.10.2009, 19:10

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцене старейшего российского театра дают авангардную постановку известного режиссера-экспериментатора Андрея Могучего.

Андрей Могучий в Александринке. Известный экспериментатор петербургской сцены вновь удивляет режиссерскими решениями. Сегодня в театре премьера спектакля «Изотов».

Сам Андрей Могучий называет свою работу обычным спектаклем, а критики — авангардом. Но те, кто уже увидел постановку, говорят о ней не иначе как о превращенной в комикс мистической драме с элементами трагедии.

Из Александринского театра — корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Андрей Могучий как может утешает юного актера. Небольшая травма на коленке не должна помешать ему сыграть ангела в новом театральном проекте режиссера.

Весь спектакль «Изотов» был отрепетирован не на сцене, а в одном из павильонов «Ленфильма». Режиссера не устраивало, что репетировать в самой Александринке можно было только в определенных временных рамках.

Андрей Могучий, режиссёр-постановщик: «Мне очень важно, чтобы во время репетиций создавался определенный мир. Если разбирать декорацию, то он исчезает. А на „Ленфильме“ декорации не разбирались. Это большое преимущество. Там можно было сидеть до полуночи и смотреть на них».

Современную пьесу редко ставят на академической Александринской сцене. Произведение Михаила Дурненкова «Заповедник» стало лишь отправной точкой для сочинения нового сценического текста.

Режиссер Андрей Могучий не был бы Могучим если бы не превратил всю постановку в эксперимент, в поиск новой театральной формы и сценического языка. Генеральную репетицию играют для зрителей. Это и дань традиции, и возможность для Могучего проверить на публике свои новые театральные фокусы.

Фокусы показывают два ангела — черный и белый. Их играют корифеи Александринской сцены Николай Мартон и Рудольф Кульд. Несмотря на то, что слово заповедник ушло из названия, идея осталась.

Например, знаменитый поселок Комарово, давно облюбованный творческими работниками, куда едет главный герой — успешный писатель Изотов. И попадает в аварию. Могучий откровенно перемешивает жанры, превращая мистическую драму с элементами трагедии в комикс. Но публике это нравится.

Виталий Коваленко, исполнитель роли Изотова: «Для меня это определенно новый язык. Мы возвращались и к этюдному методу, и спектакль разбирали, и ходили эмоционально, очень много обговаривали. Это работа определенно не закончена, потому что у нас самих еще очень много вопросов. И чем дальше мы углубляемся, тем больше этих вопросов возникает».

Новые идеи в оформлении пьесы нашел постоянный творческий партнер Могучего художник Александр Шишкин. Он придумал некий станок в виде горки с меняющимися полотнами. Последнюю сцену актеры играют как бы на рояле.

Александр Шишкин, художник-постановщик: «На нем есть энное количество неких половиков-шкур. Сейчас мы видим последнюю кожу. Точно так же, как актер меняет свои костюмы, обнажает свою душу. Присутствует некое обнажение, своего рода стриптиз».

Действие происходит в условном пространстве, где реальность и вымысел неотделимы друг от друга. А заповедник словно девственный островок, где сохранилась духовность и в чести заповеди. Что так трудно не растерять в мире стремительно развивающейся цивилизации.

Читайте также