Золотой слиток поможет восстановить собор

21.10.2009, 18:23

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Взорванный большевиками храм Святой великомученицы Екатерины в Пушкине собираются воссоздать. На это пойдут деньги, полученные на аукционе.

Золотой слиток высшей пробы весом почти 11 килограммов, сегодня будет выставлен на торги. Его начальная цена 10 миллионов 590 тысяч рублей. С 2003 года (тогда Петербург получил его в дар от республики Адыгея к своему 300-летию) золото находилось в банковском хранилище.

Никакой художественной ценности лот не представляет. Он стандартной формы и размера. Но средства, вырученные от продажи, город планирует направить на высокохудожественные цели.

Деньги пойдут на восстановление взорванного большевиками храма Святой великомученицы Екатерины в Пушкине. Архитектор Тон создал и храм Христа Спасителя в Москве. И его постигла та же судьба.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

О том, как выглядел собор Святой великомученицы Екатерины во времена Царского Села, можно судить по дореволюционным фотографиям. Нынешний облик воссоздаваемого храма весьма схож с оригиналом.

Для возведения собора в Пушкине смогли собрать часть денег на кирпич. Акцию в 100-тысячном городе поддержали 27 тысяч горожан. Среди тех, кто настаивал на реконструкции большого храма, был и Александр Кращук.

Он возглавил благотворительный фонд в поддержку строительства, но собранных средств все равно не хватило. Идея администрации Петербурга — продажа золотого слитка на аукционе ради святого дела — пришлась одному из инициаторов восстановления по душе.

Александр Кращук, директор благотворительного фонда «Воссоздание собора Святой великомученицы Екатерины в Царском селе»: «А что делать с подарком? Он лежит в музее. Валентина Ивановна его не может взять с собой. Поэтому это очень хорошее решение. После продажи слитка на аукционе мы получим 15 миллионов рублей. И мы продвинемся в воссоздании собора».

11-килограмовый слиток золота 999-й пробы был преподнесен в дар к 300-летию Петербурга республикой Адыгея. Подарок оказался кстати. В храме в ближайшее время должны закончить кровлю и сделать тепловой контур. В отапливаемом сооружении в зимнее время будут продолжаться работы по внутренней отделке.

Конечно, до завершающей стадии воссоздания собора еще очень далеко. Но главное, что возведены стены. И уже можно рассмотреть очертания архитектуры Константина Тона, который для своего творения использовал лучшие образцы древних суздальских соборов.

Строителям пришлось создавать колонны из современных материалов. Вышло и быстрее, и надежнее.

Дмитрий Богачёв, генеральный директор организации-генподрядчика: «Четыре колонны, которые держат купола и сводчатую систему, первоначально были выполнены в кирпичах. Для ускорения строительства сейчас колонны выполнили из бетона. Они полые внутри».

Внутри асбесто-цементные трубы большого диаметра. Таким образом получилась облегченная конструкция, на которой будет крепиться декор, а также сводчатые потолки. Найти мастера, который бы взялся выложить свод из кирпича, как в старых храмах, не удалось. Но церковь не препятствует внедрению современных технологий.

Отец Никита Зверев, настоятель собора Святой великомученицы Екатерины: «Время же не стоит на месте. Учеными открываются новые технологии. Это совершенно нормально. Мы не можем оставаться в прошлом веке. И священнослужители точно также».

Новый собор уже посетил Патриарх Кирилл. Предстоятель Русской православной церкви благословил строительство к 300-летию города. Владыка пообещал лично освятить восстановленный храм архитектора Константина Тона.

Собор Христа Спасителя в Москве был построен им позже, но по образу царскосельского. По роковому стечению обстоятельств оба творения зодчего постигла одна и та же судьба — быть взорванными, чтобы вновь возродиться.

Читайте также