«Война и мир» возвращается

20.10.2009, 13:52

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Мариинском театре спустя девять лет после премьеры вновь дают оперу исполинского масштаба.

В Мариинском театре спустя девять лет после премьерной постановки вновь дают «Войну и мир». По мнению критиков, это опера исполинского масштаба. Спектакль, срежиссированный Андреем Кончаловским (который в классический жанр внес кинематографические приемы) и музыкально реализованный Валерием Гергиевым (маэстро очень трепетно подошел к прокофьевской редакции), является совместной постановкой Мариинки и Метрополитен Опера.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на премьере и узнал некоторые постановочные секреты.

Когда за кулисами особенно тесно, уточнять не надо — сегодня «Война и мир». Художники Мариинского театра перед спектаклем создают исторический грим исполнителей сольных партий, которых более шести десятков.

Светлана Волкова, исполнительница партии Перонской: «Все партии небольшие, но очень интересные, насыщенные. И поэтому мы почти все поем по нескольку партий в этом замечательном спектакле. Можно быть такой красивой дамой, а завтра уже лавочницей в толпе».

Костюмерам предстоит одеть две армии, 12 сотен костюмов. Исполнители главных партий успевают несколько раз переодеться за 13 картин. На сцене появляются офицеры и солдаты Кутузова и Наполеона. В массовых сценах с бутафорскими ружьями выходят курсанты.

Самая грандиозная постановка возвращается на сцену Мариинского театра. Шесть лет «Войну и мир» не давали на этих подмостках. Главная задача постановочной части — не только воедино собрать все декорации, но и проверить, как все это работает. Сфера, символизирующая земной шар, должна по ходу действия раскрыться. Несмотря на несколько лет простоя, механизм действует.

Декорации и сценическое оборудование массой 60 тонн достойны первоисточника — эпопеи Льва Толстого. Некоторые отдельные части весят до полутора тонн. Монтировщикам порой приходится закреплять эти детали вручную. Картины меняются опускаемыми на сцену элементами архитектуры. И колонны, и двери — все нужно подвесить.

А то, что выезжает из-за кулис, разместить в сценических карманах. Этот спектакль Мариинского — шоу в нью-йоркском «Метрополитен». Там добавили еще одну сцену, и теперь «Война и мир» снова в Петербурге. Но нашим специалистам оказалось намного труднее.

Геннадий Николаев, главный специалист Мариинского театра по проведению особо сложных спектаклей: «Если бы они это здесь сделали, мы посмотрели бы на них. У них-то там одна основная сцена и три дополнительные. А у нас все действо и все декорации размещены на одной. Мы все держим, все можем где-то куда-то сдвинуть. То есть когда у нас идет этот спектакль, похоже на сумасшедший дом».

«Метрополитен» любит эту постановку. Исполнитель партии Андрея Болконского баритон Алексей Маркин, как отметила пресса, ярко дебютировал на американской сцене. Но он также волнуется и перед выходом в Петербурге. Музыку Прокофьева считает сложной для исполнения. Партия Болконского не исключение.

Алексей Марков, исполнитель партии Андрея Болконского: «Да, эта партия — одна из сложнейших. Она очень высокая».

Девять лет назад премьера в Петербурге вызвала небывалый интерес и не только у завсегдатаев оперы. На премьере присутствовали Владимир Путин и Тони Блэр. Режиссера-постановщика Кончаловского даже упрекали в том, что он подгадал дату премьеры. Хотя такая театральная встреча, по словам знаменитого постановщика, на высшем уровне была совпадением.

И снова атмосфера в Мариинском напоминает премьерную — приподнятое настроение всех участников. У режиссера, который привык работать с голливудским размахом, действие разворачивается не только на авансцене, но и на дальнем плане. Единственное, кого не хватает, самого Андрона Кончаловского.

Читайте также