Поющий Гоголь иронизирует над Оранжевой принцессой

16.10.2009, 15:18

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Театр «Санкт-Петербург Опера» представил премьеру сценической фантазии «Русская тройка, семерка, туз…».

Николаю Васильевичу посвящается… Театр «Санкт-Петербург Опера» представил премьеру сценической фантазии «Русская тройка, семерка, туз…».

Постановка Юрия Александрова — это сразу несколько произведений писателя в сопровождении музыки русских композиторов. При этом получилось очень современно.

Репортаж НТВ.

Такого Гоголя еще никто не видел. Юрий Александров взялся за постановку сценической фантазии на темы опер русских композиторов: Банщикова, Мусоргского, Чайковского, Щедрина и Шостаковича. Объединить шесть произведений в спектакль из двух актов — дело непростое. Однако связано все темой о судьбе России.

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург Опера»: «Тут же появились ассоциации с сегодняшним днем. В чем-то мы даже попытались их прибрать, а где-то вытащить на первый план. Потому что здесь и наши отношения с Украиной, и наше отношение к тому, что происходит в мире. А Гоголь ведь вселенский автор».

В сценической фантазии все смешано. В том числе и название: «тройка» — из гоголевских «Мертвых душ», семерка и туз — из пушкинской «Пиковой дамы». Причем туз в спектакле Александрова — это явно сам писатель. Николай Васильевич — полноценный герой на сцене: делает ремарки в повествовании, осуждает поступки героев и борется с Иваном Никифоровичем за ружье.

Никита Захаров, исполнитель роли Николая Гоголя: «Самое интересное, что автор весь вечер находится в окружении своих персонажей, которые он сам подчеркивает в авторском тексте, несколько раз называя такое определение, как странные».

Странные — это Иван Никифорович и Иван Иванович, поссорившиеся из-за ружья, Попович, сбрасывающий рясу при виде хорошенькой женщины, и вездесущий черт.

Кроме того, есть в сценической фантазии и место фантазии политической. Высмеиваются не только пороки соотечественников, но и взаимоотношения двух стран. В конце первого акта появляется женщина в оранжевом. Пародия на Юлию Тимошенко родилась неслучайно. Это как ирония над политиком.

Юрий Александров, народный артист России, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург Опера»: «Нам нравится, что в нашем спектакле вдруг есть какой-то абсолютно точный ассоциативный момент, который совпадает с тем, что происходит сейчас в жизни. Вообще Гоголь будет всегда совпадать, я вас уверяю».

Новое прочтение Гоголя состоялось. Правда, один из главных вопросов Николая Васильевича по-прежнему остался открытым. Куда несется птица-тройка Русь, нет ответа и спустя два века.

Читайте также