Сергею Дягилеву посвящается…

13.10.2009, 15:20

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский фестиваль в честь великого импресарио открыл балет Джона Ноймайера.

«Дягилев P.S.». Сегодня в Петербурге открылся первый международный фестиваль искусств, посвященный великому импрессарио. Он приурочен к 100-летию знаменитых «Русских сезонов». Программа впечатляет: это выставки в Эрмитаже и Русском музее, концерт в филармонии. Но началось все на сцене Александринского театра. Там показали балет Джона Ноймайера.

Репортаж корреспондента НТВ Дарьи Криволаповой.

Неслучайно фестиваль «Дягилев. P.S.» решили открыть балетами :жона Ноймайера. Этот германский балетмейстер, пожалуй, лучше некоторых русских знает культуру эпохи Дягилева. А его постановки заставляют зрителей по-другому увидеть и легендарные спектакли, и людей, которые их создавали.

С «Русскими сезонами» Сергей Дягилев приехал в Париж в 1909 году. Первый балет, который увидела зарубежная публика, был «Павильон Армиды» Михаила Фокина.

Именно поэтому сегодня балетмейстер из Германии решил начать выступления своей труппы в Петербурге именно с этой постановки. Правда, спектакль в версии Ноймайера мало напоминает балет XIX века.

От знаменитого спектакля осталось лишь несколько фотографий. Практически вся партитура утрачена. Джон Ноймайер заменил музыку, изучал балет и искал танцовщиц, которые бы могли вспомнить, какими были па-де-труа у Фокина.

Нашел Александру Данилову. Она маленькой девочкой танцевала в «Павильоне Армиды». Ноймайер изменил сюжет постановки. В главной роли здесь Вацлав Нижинский. Великий танцор попадает в лечебницу, где за одну ночь предается воспоминаниям. Этот спектакль о внутреннем мире бога танца, как называли русского артиста.

Джон Ноймайер, художественный руководитель театра Гамбурга: «Когда я искал сведения о „Павильоне Армиды“, я понял, как для этого спектакля был важен Вацлав Нижинский. Ведь он стал суперзвездой фактически за одну ночь после этого балета. Но надо сказать, что автор Михаил Фокин не был им доволен. Он считал, что балет не полностью воплотил его идею о так называемом новом балете. Он был молод, и его соратники сказали, что свое он возьмет в следующий раз. А сейчас этот балет нужно ставить именно так».

Вацлав прославил и Ноймайера. Художественный руководитель гамбургского театра с детства начал изучать время, когда творил Нижинский . А потом, как говорят театроведы, не упустил своего шанса. И проснулся знаменитым после постановки «Вацлав» в 1979 году.

Балет посвящен русскому танцору и за основу взят замысел самого Нижинского, который не был реализован. А некоторые музыкальные отрывки выбраны Вацлавом для задуманного им спектакля.

Джон Ноймайер, художественный руководитель театра Гамбурга: «С 11 лет меня интересовала эта удивительная эпоха — эпоха Дягилева. Я всегда знал, что танец является моим призванием. Но для меня было открытием, что танец не просто вид спорта, а искусство, которое объединяет все аспекты театра. Это и дизайн, и музыка, и хореография».

На пресс-конференции Джон Ноймаер рассказал: он так увлекся творчеством Нижинского, что стал собирать и личные вещи, и рисунки танцовщика. Его коллекция считается одной из самых полных. А дом давно стал напоминать музей.

Недавно в Гамбурге даже организовали выставку творчества Нижинского. Но до России рисунки великого русского артиста дойдут нескоро. Что касается дальнейших планов, связанных с Россией, то Ноймайер заметил: он уже поставил чеховскую «Чайку» и есть надежда, что он вернется и к этому писателю, и в Петербург.

Читайте также