В Китае открыли памятник русской девушке

09.10.2009, 12:53

Видео программы «Сегодня»

Китайцы называют ее не иначе, как «небесный ангел». Вполне земная девушка с русским именем Галя теперь получила свое воплощение в камне.

В Китайском городе Суйфэньхэ — он расположен у границы с Россией — открыли памятник девушке, которая во время Второй мировой стала героиней сразу двух народов. Переводчица Галя — ее отец был китайцем, а мать русской — трагически погибла во время ответственной миссии. Именно ее выбрали парламентером для переговоров с японскими военными во время решающей фазы освобождения Маньчжурии.

Из Китая — репортаж корреспондента НТВ Игоря Сорокина.

Китайцы называют ее не иначе, как «небесный ангел». Вполне земная девушка с русским именем Галя теперь получила свое воплощение в камне. Памятник высотой в пять с лишним метром, как напоминание о жертвах минувшей войны. Жители приграничного с Россией города Суйфэньхэ возводили его несколько лет.

Галя, или как здесь еще говорят Галия, в Китае считается национальной героиней сразу двух народов. Ее отец был китайцем, а мать — русской. В Поднебесной о подвиге этой девушки знает практически каждый. Про нее пишут книги, снимают кинофильмы, в ее честь называют улицы городов. Когда она погибла, ей было всего 17.

Эта история случилась уже на исходе Второй мировой. Красная армия после победы на Западе в августе 45-го вступила в оккупированную японцами Манчжурию. Наши ветераны вспоминают: наступление шло стремительно, потери были минимальные.

Павел Осадчий, ветеран Великой Отечественной войны: «Сюда прибыли очень подготовленные, с большим военным опытом командиры и солдаты. И поэтому за каких-то 20 дней они разгромили миллионную армию».

В ходе боев китайцы советским воинам предлагали любую посильную помощь. Очень кстати она оказалась во время штурма крепости, где укрывались остатки разбитой Квантунской армии. Переговоры с неприятелем о возможной капитуляции как раз и помогла вести девушка в равной степени владевшая русским и японским. В крепость ее повел майор Федорченко. Но японцы впустили только Галю.

Игорь Федорченко, сын Степана Федорченко: «Час они, говорит, ждем — тишина. Минут через 15 — автоматная очередь. И началась стрельба. Стреляли, говорит, со всех видов оружия: пушки, пулеметы, автоматы. Короче — град».

Историю, рассказанную отцом, сын майора Игоря Федорченко до сих пор помнит в деталях. Войдя в крепость, советские солдаты увидели и воинов камикадзе, прикованных к своим орудиям, и расстрелянную японцами девушку-парламентера с белым флагом в руках.

Игорь Федорченко, сын Степана Федорченко: «Все время он себя винил, что не он пошел, а девчонка».

Жители Суйфэньхэ считают Галину покровительницей своего города и готовы сделать все, чтобы с годами ее имя не было забыто, потому и памятник народной героине поставили на самом видном месте и изобразили Галю с большими крыльями за спиной, как и подобает небесному ангелу.

Читайте также