Институт трансплантологии отмечает юбилей

02.10.2009, 11:59

Видео программы «Сегодня»

Институту трансплантологии имени академика Шумакова исполняется 40 лет.

Сегодня Институту трансплантологии имени академика Шумакова — 40 лет. Лаборатория, в которой когда-то работали всего 27 человек, выросла и превратилась в научно-исследовательский Центр мирового уровня.

Накануне юбилея с докторами и их пациентами встретилась корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

В этом институте ей самой шесть лет назад пересадили донорское сердце. А теперь Алла Гриднева каждый день спешит сюда на работу. Она редактирует сайт, отвечает на письма больных. На интернет-страничке она написала о том, что для нее самой было когда-то вопросом жизни и смерти.

Алла Гриднева: «Страничка, которая мне близка, это „Для пациента“. Здесь можно обратиться с вопросом, получить какие-то координаты доктора или информацию, как записаться к специалистам на прием».

Она жила в Краснодаре, работала журналистом на местном телевидении и никогда не думала, что после гриппа врачи ей скажут: нужна пересадка сердца. Обычная для всех болезнь дала серьезные осложнения. Алла ждала два года. Это потом ей расскажут: если бы не сделали операцию, она бы прожила еще не больше месяца.

Алла Гриднева: «Эти два года моей болезни словами не опишешь. Ты умираешь каждый день».

Операцию Алле делал академик Валерий Шумаков. Он ушел из жизни в 2008 году, а до этого 34 года руководил институтом. Трансплантации в СССР долго запрещали, но Шумаков в 87-м все же добился разрешения и сделал первую пересадку сердца. Пациентка Александра Шалькова прожила после этого 10 лет, а в Советской Союзе появилось новое направление в медицине.

Сейчас институт возглавляет профессор Сергей Готье. Но то, что он здесь главный, понятно не сразу. Сергей Владимирович редко бывает в кабинете, одет всегда как обычный хирург. У него каждый день операции, обходы пациентов.

Сергей Готье: «Ты чего разнылся, пациент Пушкин?»

Маленькому Алексею Пушкину доктор Готье две недели назад сделал пересадку печени. Донором стал родной дядя, тоже Пушкин — Александр Сергеевич — врач из Санкт-Петербурга.

Александр Пушкин: «По анализу крови подходил только я. Думал недолго. Когда появилась возможность приехать в Москву, приехал сразу».

Это самая важная часть института — операционное отделение. Здесь семь стерильных боксов и в каждом из них сейчас работают хирурги. Сегодня в графике пересадка донорской почти и шесть операций на сердце. Так, в одной операционной как раз заканчивали аортно-коронорнарное шунтирование.

Врачи пытаются сделать все, чтобы у пациентов работало свое сердце или печень. И таких операций гораздо больше, чем трансплантаций донорских органов. Но когда хирурги бессильны, пациенту остается только ждать. Алесей здесь уже пять месяцев, его сосед по палате — три года.

Сергей Готье говорит, что в прошлом году в России сделали 800 трансплантаций, в этом, профессор надеется, будет больше. И ведь все равно не хватит.

Сергей Готье, руководитель отдела трансплантации органов Российского научного центра хирургии им. ак. Б. В. Петровского, член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук: «Для врача лучший подарок — когда что-то происходит, а не когда они сидят и ждут. Потребность нашей страны — это примерно 12 тысяч операций в год».

Алле нужно каждый месяц сдавать кровь, делать кардиограмму, еще какие-то обследования. Но об этом знают только врачи, близкие друзья и тренер в спортзале.

Алла Гриднева: «Ты живешь. Ты радуешься жизни. С какой-то долей осторожности, конечно. Но нельзя полностью замыкаться в четырех стенах, нельзя полностью ограничивать себя во всем. Иначе зачем ты выживал?»

В спортзал Алла ходит три раза в неделю. И это гораздо с чаще, чем на прием к лечащему врачу.

Читайте также