Тот самый «Спартак»

30.09.2009, 15:03

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На сцене Александринского театра представили возрожденный знаменитый балет Якобсона.

На сцене Александринского театра давали знаменитый «Спартак» Леонида Якобсона. Возродил выдающуюся постановку художественный руководитель театра имени Якобсона Юрий Петухов. Из всех существующих в мире версий балета эта считается непревзойденной.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Балет «Спартак» Леонида Якобсона — особая страница в истории отечественного искусства. Впервые хореограф построил балет на основе свободной пластики. Сегодня театр балета имени Леонида Якобсона постарался напомнить публике о легендарной постановке. Для того чтобы воскресить монументальный спектакль, коллективу пришлось столкнуться с проблемами творческого и технического характера.

Руководитель музыкальной части театра Игорь Живописцев, чтобы восстановить клавир балета Якобсона, сделал невероятное. Для своей постановки сам Якобсон сильно переделал партитуру Арама Хачатуряна.

Переставил сцены, внес коррективы, изменил финал. Из-за этих правок Хачатурян и балетмейстер даже устроили драку на Невском проспекте и угодили в милицию. Зная эту историю, Живописцев решил найти хотя бы запись музыки.

Игорь Живописцев, зав. музыкальной частью театра балета им Л. Якобсона: «Пришлось звонить на фирму „Мелодия“ в архив. Оказывается они восстановили запись на четырех компакт-дисках. А фонограмма была сыграна по клавиру Хачатуряна. Приходилось делать склейки из разных актов».

Собрать фонограмму в нужном порядке и восстановить клавир Якобсона помогла и видеозапись конца 70-х. Конечно, театр, располагающий небольшим бюджетом, не мог восстановить знаменитый балет Кировского театра в том же виде. Художник Семён Пастух сделал практически новое оформление. Премьеру приурочили к юбилею театра хореографических миниатюр, созданного Якобсоном.

Юрий Петухов, художественный руководитель театра балет им. Л. Якобсона: «Балет „Спартак“ требует колоссальных вложений. К сожалению, секвестирование бюджета урезало наши возможности в плане каких-то технологических вещей по этому спектаклю».

Ради задуманного пришлось даже отказаться от постановки детского спектакля «Алиса в Стране чудес». Несмотря сложности, танцовщики смогли восстановить главное — хореографию Якобсона.

Ту, за которую балетмейстера много критиковали. Он поставил балерин на свободную стопу и сделал танец не классическим на пальцах, а на полупальцах. Партию Спартака по Якобсону танцует солист Мариинки Юрий Стрекалов.

Юрий Стрекалов, исполнитель партии Спартака: «Здесь нет акцента на технику, потому что Якобсон, как мне кажется, пытался копнуть глубже. Он хотел отойти от эстетики классического танца, а стремился приблизиться к натурализму».

Жанр этого спектакля Якобсон когда-то определил так: «Сцены из римской жизни». Хореограф увлекся идеей показать в пластике античность на пороге краха. За прошедшие полвека творение мастера стало эталонным, поэтому даже отчасти воссозданное снова привлекает зрителя.

Читайте также