Особняк графа сохранил атмосферу старого Петербурга

24.09.2009, 20:39

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Дом на углу набережной Кутузова и Гагаринской улицы выставлен как первый лот Российского аукционного дома. Начальная цена — 918 миллионов рублей.

Дворец графа Кушелева-Безбородко уйдет с молотка. Особняк на углу набережной Кутузова и Гагаринской улицы выставлен как первый лот Российского аукционного дома. Торги пройдут уже 10 декабря.

Памятник архитектуры XVIII века был построен по проекту архитекторов Генрихсена, Бенуа и Бруни. Дворец — единственное ныне здание на набережной Невы, находящееся в свободной продаже.

Исторические графские апартаменты посетила корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Дворец графа Кушелева-Безбородко — первый объект, который выставит на торги недавно созданный Российский аукционный дом. Находясь во внутреннем дворике, и не скажешь, что особняк стоит на Неве рядом с Летним садом. Для потенциальных покупателей этот лот — один из последних, если не последний шанс приобрести дворец в старом Петербурге.

Это действительно эксклюзивное предложение. Дом в таком месте и в таких объемах — около восьми тысяч квадратных метров. Когда-то здесь располагались и офисы, и жилые квартиры. Но сегодня дворцовые помещения покинули все обитатели.

То, что особняк не обременен жильцами, — заслуга нынешнего владельца, которому решение о продаже княжеских апартаментов давалось не просто. Бизнесмены, несколько лет вкладывавшие в здание деньги и душу, осознали: дальнейшую реставрацию не потянуть.

Наталья Сергеева, заместитель генерального директора компании-собственника: «Мы находимся в парадном зале. Здесь два старинных зеркала, великолепный потолок-плафон, мраморный исторический камин».

Наталья — представитель компании пока еще владельца — с грустью, но все же с гордостью показывает роскошные, но разрушенные дворцовые интерьеры. В фирме начали готовиться к реставрации, когда грянул кризис. Рядом с оставленными с советских времен конторскими столами аккуратно сложены обломки лестничных балясин и перил из карарского мрамора.

На старинных колоннах эркера надежно вмонтированы электрощит с рубильниками. Здесь давно заложили анфилады парадных комнат, а к камину зачем-то пристроили печи. Так обустраивали свой быт советские клерки и жители коммуналок.

Наталья Сергеева, заместитель генерального директора компании-собственника: «Это одна из коммунальных квартир. Здесь сохранено великолепное бемское стекло. В этом помещении великолепная лепнина, кое-где старые гобелены. В соседней комнате был дубовый кабинет, потому что сохранились великолепные дубовые панели. Имеется потолок и еще остались настоящие тесненные обои в хорошем состоянии».

Реставратора, который возьмется за дворец Кушелева-Безбородко, ждет большой, но интересный труд. Ведь это только местами гобелены превратились в лохмотья, а дубовые стеновые панели заменили на обои. В целом особняк сохранил атмосферу княжеского дома, а по оставшимся фрагментам интерьеров воссоздать утраченное для специалистов вполне реальная задача.

Кариатиды в бывших офисных помещениях все еще поддерживают уже обвалившийся потолок. Кажется, снять с них старую масляную краску и картина уже изменится. А в соседнем зале с дубовым камином можно достаточно просто смахнуть паутину и вернуть на место тесненные обои, раскрывшие тайну дореволюционного ремонта.

Андрей Степаненко, генеральный директор Российского аукционного дома: «Если говорить о сегменте бывшей госсобственности, о памятнике, который не приспособили под современное использование, — это весьма редкий случай. За последние два года нам поступали предложения по реализации подобных дворцов. И эти дворцы были отремонтированы. Они в блестящем состоянии, но они и другие деньги стоят».

Продавать дворец князя будут по голландской схеме, то есть понижая стоимость лота. Начальная цена — 918 миллионов рублей. А отдать особняк готовы даже за 500. И пусть он ни разу капитально не ремонтировался после того, как его покинул последний собственник в царской России — купец Елисеев, кажется, для дома с такой историей — это действительно слишком малая цена.

Читайте также