Чудо-ткань и электромобили: молодые российские ученые показали свои разработки

12.02.2017, 20:48

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Итоги недели»

На текущей неделе президент поздравил молодых ученых с Днем российской науки, отметив важность современных технологий. Что касается теоретической науки, российские ученые и сейчас впереди планеты всей. А вот наука прикладная до недавнего времени в России хромала на обе ноги. Исправить ситуацию может новое поколение ученых.

Сейчас многие отмечают: волна научной иммиграции из России сошла на нет. Юрий Сальковский учился и работал в Штатах, в Силиконовой долине. Но потом решил вернуться домой, в Саратов. Он придумал чудо-ткань, которая не промокает, но дышит. Из нее можно хоть летнюю обувь шить, хоть маскхалат для снайпера, который часами лежит в сугробе и не мерзнет.

Юрий Сальковский, заведующий лабораторией саратовского государственного университета: «Фактически это мембранный материал, который выдерживает гидростатическое давление до 10 метров водяного столба, при этом обладает хорошей паропроницаемостью и воздухопроницаемостью — в 1,5–2 раза выше лучших зарубежных аналогов, таких как Gore-Tex».

Да, эта чудо-ткань лучше и дешевле хваленого Gore-Tex, но у него есть одно преимущество — он разрекламирован и вездесущ. А наша ткань уже выкрашена в цвет хаки и рискует разделить участь многих изобретений, засекреченных и осевших в закромах оборонки. Секретность, конечно важна, но такие идеи стоит раскручивать, они принесут стране большие деньги. Мы гоняемся за модными «буржуйскими» гаджетами, скоро телефоны с гибкими экранами появятся, но, оказывается, подобными исследованиями и российский Сколтех давно занимается.

Юрий Гладуш, исследователь лаборатории наноматериалов Сколтеха: «Телефон, который вы сможете сложить в несколько раз и убрать в карман. Или электронное устройство, которое вы сможете прикрепить на тело или встроить в одежду и которое даже не будет видно».

Гибкие дисплеи и в быту удобны, и медиков могут заинтересовать — для миниатюрных тонометров или кардиографов. Пока на рынке мобильных устройств доминируют Америка и Корея. А Китай захватил рынок коптеров, получая до 10 миллиардов долларов дохода в год. Ответ России Китаю готовится в подвале Бауманки. Дрон-конвертоплан взлетает, как вертолет, превращается в самолет. Быстрый, живучий, выносливый — в воздухе держится до пяти часов.

Олег Махонин, студент МГТУ имени Баумана: «Единственный серийный в мире конвертоплан — это Osprey американский, военных перевозит. Но у американцев есть такая шутка: они не боятся воевать, они боятся летать — вот на самом этом конвертоплане».

У американского Osprey малейшая поломка ведет к катастрофе. Наш дрон не падает даже с двумя подбитыми двигателями. Пригодится геологоразведчикам, киношникам, военным. В министерстве обороны о новинке знают, но исследования пока не финансируют. Да и российский бизнес науку не балует.

Константин Федосеев, студент Владимирского Госуниверситета: «Не каждый инвестор захочет профинансировать такой проект, поскольку нужны большие вливания, очень большие инвестиции. И не сразу они выйдут на окупаемость. А в России, насколько мне известно, инвесторы хотят побыстрее вернуть свои деньги».

Во Владимире студенты хотят делать электромобили, причем премиум-класса, не уступающие американской Tesla. Только дешевле. Конструкция, дизайн — все продумано. Налажены связи с российскими лабораториями, создающими сверхмощные аккумуляторы. Если найти стартовый капитал — дело пойдет. Вообще, автомобильный сегмент у молодых ученых популярен. Есть где разгуляться. В той же Бауманке энтузиасты построили уже четыре гоночных болида и берут призы на международных студенческих состязаниях.

Автоспорт — не только адреналин. В нем испытываются технологии будущего, и студенты Бауманки это понимают. Их следующий шаг — молодежный родстер «Крым». Компоненты от «Лады Калины», но подвеска переработана, двигатель расположен по центру, съемная крыша, задний привод. В следующем году хотят наладить мелкосерийное производство — может быть, по 1000 машин в год. И цена, как обещают, будет приемлемой.

Еще одна модная «фишка» — автомобиль без водителя. Оказывается, отечественные опытные образцы уже курсируют в «Сколково» и технопарке города Сочи. Не хуже «гугломобиля». Другая технология, разрабатываемая тем же Google, — «облачные» заводы. Но и эта концепция, оказывается, придумана нашими учеными еще 20 лет тому назад. Станки, связанные в единую сеть и управляемые заказчиком дистанционно, с любого планшета или телефона через интернет.

Евгений Зведенюк, студент кафедры РК-9 МГТУ имени Баумана: «Человек заходит в интернет-магазин, загружает 3D-модель своего изделия, нажимает кнопку „Заказать“. Все — дальше система сама решает: на каком заводе это может быть произведено, на каком оборудовании. Производит эту деталь, передает ее транспортной компании, дальше деталь приходит к заказчику».

Дешево, без посредников, и заказы распределяются по всему миру. Программа подбирает оптимальный вариант: эту деталь быстрее сделать в Шанхае, а эту — в Таганроге. Сейчас за эту идею ухватились многие. Можно создать целый завод, не покупая ни одного станка. Пока что речь идет о виртуальных моделях, но по мнению аналитиков, именно они станут основой для грядущей Четвертой технологической революции. И российские разработчики программ для «облачных» предприятий ничуть не отстают от зарубежных.

Читайте также