Ремейк «Лебединого» воссоздан с ювелирной точностью

16.09.2009, 13:52

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Михайловский театр открыл новый сезон возрождением традиций. Там поставили самую старую из сохранившихся версий балета «Лебединое озеро».

Петербургский Михайловский театр открыл новый сезон возрождением традиций, причем московских. Там поставили самую старую из сохранившихся до наших дней версий «Лебединого озера», которая много лет шла на сцене Большого.

Балет воссоздали с ювелирной точностью. Хореограф Михаил Мессерер когда-то сам танцевал в ней. Декорации сделали по сохранившимся эскизам, а костюмы, изучив старую кинозапись.

На исторической премьере побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Новый 177-й сезон Михайловского театра открылся в зале, которому возвращен исторический вид. Живописный плафон вокруг люстры кисти итальянского художника Бузатто отреставрирован и помещен на свое место. Новый сезон открылся премьерой «Лебединого озера». Спектаклем 56-го года, который многие уже успели сравнить с хорошо выдержанным вином, назвав винтажным.

Билеты на постановку невозможно достать на все премьерные дни. Как и полвека назад в середине ХХ века это «Лебединое озеро» стало символом советского балета за рубежом. Его показывали мировым лидерам Кеннеди и Мао Дзэдуну, де Голлю и Тито. Но историческими стали гастроли Большого театра в Лондоне в том же 1956 году. «Лебединое» времен оттепели произвело фурор.

Сегодня легендарный спектакль восстановил Михаил Мессерер. Хореограф видел эту версию еще в Большом театре, кроме того, все па, как говорят танцовщики, буквально из ног в ноги передал его дядя Асаф Мессерер — автор постановки.

О «Лебедином» в семье говорили всегда и, конечно, Михаил Григорьевич знает каждый жест. Отличие от общепринятых версий немало. Например, в самом известном, благодаря театральным афишам, построении балерин кордебалета из лебединого акта в этой версии они сгибают руку над головой, а не держат, как корону.

Михаил Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра: «Мы добивались драматизма, добивались благородства манер артистов на сцене. Того, чтобы публике было доходчиво и приятно смотреть, и в то же время, чтобы было музыкально драматично».

В 56 году публика буквально трепетала при появлении Майи Плесецкой. Она царила в этой версии «Лебединого» в партии Одетты-Одиллии два десятка лет. Критики не могли простить ей змееподобные руки и потому, что слишком похожа на умирающего лебедя Сен-Санса и потому, что никто не мог подобного повторить.

Сегодня в Михайловском в партии Одетты-Одиллии премьеру танцевала восходящая звезда Екатерина Борченко. Для того чтобы воссоздать декорации на сцене Михайловского театра, художнику Вячеславу Окуневу пришлось изучить известные эскизы Вирсаладзе и учесть масштаб. Подмостки Большого значительно больше, а костюмы изучать по старой кинопленке, увеличивая детали с помощью компьютера.

Вячеслав Окунев, художник-постановщик: «В этом костюме сочетаются сетки, парчи, отдельные фрагменты атласа. Это своеобразная живопись, которая лепится на отдельном рукаве и из зрительного зала это кажется совершенно фантастической историей».

Костюмы создавались не с театральной условностью, как обычно, а будто для крупного плана в кино. Наверное, потому что это «Лебединое озеро» вобрало в себя все лучшее, было создано в ранних постановках.

Читайте также