Почему благополучные профессионалы уезжают жить в глубинку: расследование НТВ

03.02.2017, 02:53

Видео программы «Итоги дня»

В России появилась новая примета времени, которую можно назвать «благотворительный дауншифтинг». Когда люди, устав от городской суеты, переезжают в глушь — это уже не новость. Но в данном случае жители мегаполисов, часто очень успешные, бросают насиженные места с другой целью: быть полезными в глубинке.

Правда ли, что среди таких подвижников есть даже миллиардеры? Что это — чистой воды альтруизм или есть более приземленная причина? Как психологи объясняют такую благотворительность, а также где находится деревня Тыгыдым и как на самом деле зовут тыгыдымского коня, выяснил корреспондент НТВ Дмитрий Кирюшкин.

Поднятые вверх руки, уверенные ответы. Для учеников это легкая тема, а вот для преподавательницы не все так просто. Учительница Сауле Утигалиева приехала в поселок Икряное Астраханской области, чтобы преподавать в местной школе.

Сауле Утигалиева, учитель: «Я считаю, что дети сельских школ должны получать такое же качественное образование, такое же доступное, как и дети в городских школах».

Решение переехать в провинцию было принято давно, но родственники и друзья до последнего не верили, что Сауле решится.

Сауле Утигалиева: «Сказали, „это же — село“. Зачем менять цивилизацию на село, когда здесь есть масса всевозможных развлечений?»

На вопрос, каково это, жить в глуши, Сауле только усмехается. Пусть население здесь всего десять тысяч человек, но цивилизация давно добралась и сюда. Так зачем же тогда было уезжать?

Сауле Утигалиева: «Дети в сельских школах воспитаны слегка иначе. У них сохраняются некие традиционные устои, понимание семьи, добра, любви. С ними проще работать».

Анетта Орлова, психолог: «Люди помогающих профессий, которые реально устали от стресса, от постоянной гонки, они хотят что-то изменить. Просто бросить все они не готовы. Такие люди просто хотят жить здесь и сейчас. Думать больше о том, что они делают, чем о том, что они имеют, потому что в крупном городе люди все равно остаются заложниками всех этих атрибутов и ценностей успешности».

От «всех этих атрибутов успешности» бывший миллиардер Владислав Тетюхин избавился уже давно: имидж и деньги — ничто, здоровье — всё. 5 лет назад он вложил почти все свои деньги в строительство Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра.

Владислав Тетюхин, гендиректор Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра: «Я посмотрел клиники в Германии. Почему здесь на Урале, в глубинке не может быть клиники, подобной тех, что есть там? Почему она должна быть в Москве или в Питере, или где-то еще? Почему она не может быть здесь?»

Тетюхин почти все время проводит в клинике: общается с персоналом и пациентами. В центре работают около 60 врачей. Гендиректор вполне может сойти за 61-го: в предмете он разбирается не хуже любого профессионала.

Бросить все и уехать куда подальше, дело непростое. И друзья могут не понять, да и на понижение зарплаты идти не хочется. В Минздраве это хорошо понимают, поэтому несколько лет назад придумали специальную программу, которая называется «Сельский доктор».

Ирина Купеева, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава РФ: «Лицам, которые изъявили желание переехать в сельскую местность и заключить договор на работу в медицинской организации, которая расположена в сельской местности, выплачивается в качестве пособия единовременного пособия один миллион рублей».

По правилам программы: если вам не больше 50 лет и вы готовы сменить место жительства — добро пожаловать в провинцию. Евгения Ноздрачева — типичный пример «сельского доктора». Грант дали, квартиру дали. От дома до работы пять минут пешком. Население поселка всего 20 тысяч человек. То есть, пациенты, по сути, всегда одни и те же, и Евгения видит в этом только плюсы.

Евгения Ноздрачева, врач: «Работа на селе — она другая. Здесь ты чувствуешь себя действительно семейным врачом. Этого в городе нет, а здесь пациенты, они мои все».

Чтобы быть полезным в глубинке не обязательно работать учителем или врачом. Можно приносить пользу, занимаясь, например, сельским туризмом. В 150 километрах от Ярославля находится деревня Тыгыдым. Еще три года назад здесь был пустырь. Сейчас — несколько гостевых домов, конюшня, баня и куча живности: от коня Паши, до ручных гусей.

Главные тут Олеся и Александр — бывшие юристы. Когда жизнь в городе наскучила, они продали две квартиры — одну в Москве, одну в Вологде, — а на вырученные деньги построили свою собственную деревню и теперь развивают здесь сельский туризм.

Олеся Дегтярёва, директор этно-культурного туристического комплекса: «Мы занимаемся не просто тризмом, мы восстанавливаем и возражаем традиции. Мы ходим в гости к местным жителям, пьем с ними чай. И все, что мы здесь узнаем, мы рассказываем туристам».

Туристы приезжают со всей России. В последнее время сюда зачастили и гости из Европы.

Подробности — в репортаже «Итогов дня».

Читайте также