Модернист-пятидесятник играл с символами эпохи

11.09.2009, 15:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Один из самых ярких художников-акционистов Леонид Ламм лично открыл свою выставку в Мраморном дворце.

От графических абстракций середины 50-х до новых произведений видеоискусства. В Мраморном дворце открылась выставка Леонида Ламма — одного из самых ярких художников-акционистов.

То есть тех, для кого процесс создания произведения много важнее результата. Экспозиция построена на авторском представлении о логике собственного творческого пути. Ламм — один из первых сделал слово изображением и стал задолго до соц-арта играть с идеологическими символами.

Экспозицию осмотрел корреспондент НТВ Павел Рыжков.

На экспозиции под названием «От утопии к виртуальности» представлено около 90 произведений художника разных лет. Здесь и уникальные графические абстракции середины 50-х и довольно сложные инсталляции «Почести русскому авангарду» 1988 года. Сюда художник не только пристроил палитру, но и раму от миниатюры, динамик, некое подобие телевышек и даже пустую банку из-под крупы.

Он только приехал из Америки, но успел осмотреть выставку собственных работ. Концепция и отобранные экспонаты для показа в зале Мраморного дворца Леониду Ламму очень нравятся.

Бывший московский художник сегодня живет в Америке, но в России известен как один из первых советских акционистов. Самая известная их акция — облитый краской памятник Маяковскому в 1967 году. А вот за что? Мотивация самого художника отличается от общепринятой.

Леонид Ламм, художник: «За что? Не за что, а потому».

Художественной масляной краской памятник облили из-за глубокого пренебрежения к советской псевдоклассике в скульптуре. Потом вместе с другом драматургом и поэтом Игорем Гельбахом они вернулись на место преступления и увидели авангардную картину с пожарными. Что хулиганам от искусства очень понравилась.

Ламм прошел перед эмиграцией Бутырку, кстати, там тоже был художником. А потом эмиграция. Только семь лет назад состоялась его первая выставка в Москве. Его работы есть в нью-йоркских музеях Метрополитен и Гугенхайма.

И, конечно, художник дарил свои работы Русскому музею, кое-что приобреталось. Сегодня искусствоведы даже не знают, как классифицировать модерниста-пятидесятника. Сам Ламм против каких-то рамочных форматов в чем либо.

Ирина Карасик, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея: «Одна из основных идей художника развивается от ранних работ к самым поздним. Это некая опасность, риск стандартизации человеческой личности».

Одни из самых ранних работ Ламма — как выразителя пространственных идей. Художник их делал под руководством архитектора-авангардиста Якова Чернихова, который еще в докомпьютерную эпоху разработал в своих книгах подробную и остроумную систему, почти программу проектирования архитектурных объектов.

Леонид Ламм, художник: «Это не те работы, которые я делал под руководством Чернихова. Они датированы 1954 годом. Чернихов же умер в 51-м».

Леонид Ламм уничтожил графику из-за связи с группой математиков-студентов «Нищие сибариты», которые подписали в 1947 году письмо в Лигу наций о карательной политике Сталина.

Конечно, потом он пытался восстановить уникальные рисунки, но не получилось того, что было. К сожалению, гениальными наработками архитектора Чернихова, которые были отражены, в том числе, и графике Ламма так и не смогли воспользоваться в архитектуре. Хотя сам художник признается: конечно, это было, наверное, невозможно, потому что это чистой воды утопия.

Читайте также