Легендарные кинораритеты, достойные музея

09.09.2009, 20:27

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петропавловской крепости завершила работу выставка, посвященная 90-летнему юбилею «Ленфильма». Экспозицию увидели 25 тысяч человек.

«Ленфильм» завершил праздничные торжества. Одним из ярких юбилейных событий стала выставка в Петропавловской крепости: «„Ленфильм“ — по ту сторону экрана».

Экспозиция завершилась и показала любопытные результаты. Оказывается, интерес к знаменитым кинораритетам горожан и незнание старого отечественного кинематографа молодежью. Что необходимо для восполнения таких пробелов и какое настроение у ленфильмовцев?

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на закрытии выставки.

У трона самого знаменитого киношного короля из «Золушки» сняли групповой портрет почти всех тех, кто работал над выставкой «„Ленфильм“: по ту сторону экрана». Экспозиция, для которой были подобраны эти удивительные кинораритеты, делали художники-постановщики студии.

Это люди, отдавшие созданию иллюзии в кадре большую часть жизни. Сегодня в отсутствии определенности по поводу будущего «Ленфильма» большинство сотрудников, конечно, верят в возрождение кинофабрики. Но реальность не вселяет оптимизма.

Владимир Светозаров, народный художник России: «Никто не знает. Это действительно нервирует всех ленфильмовских работников. Но никто не может ясно и твердо сказать, что „Ленфильм“ жил, жив и будет жить».

Год назад на федеральном уровне было принято решение остановить приватизацию «Ленфильма». Пока 100 процентов акций студии остаются в ведении государства. Но существует проект объединения госкиноструктуры с частным капиталом. Создания так называемого государственно-частного партнерства.

При этом должна быть уверенность, что объект не перепрофилируют, и по этому адресу не появится, допустим, бизнес-центр. Хотя правовой базы для таких отношений пока нет.

Сегодня «Ленфильму», несмотря на многолетний опыт и заслуги, сложно конкурировать. Слава легендарных на весь мир лент делалась руками известных ленфильмовцев, которых сейчас катастрофически не хватает.

Виктор Окавитый, заслуженный художник России: «У меня настроение такое, что лично у меня работа есть. А в целом механизм студии стареющий. Молодое поколение не стремится на студию. Штаты сокращают, престиж профессии киношника падает. Сейчас хотят зарабатывают деньги. За такую зарплату работать не хотят. У меня пенсия и то выше».

Выставку в Невской куртине не могли закрыть вовремя. Поток посетителей не иссякал. Ленфильмовцы символически подняли бокалы с шампанским еще в присутствии последних экскурсантов.

Выставка, приуроченная в 90-летию «Ленфильма», закрылась. И авторы экспозиции обнаружили, что интерес к прошлому киностудии необычайно велик. За два месяца экспозицию посетило 25 тысяч человек. Таким образом на экспонатах можно даже зарабатывать. Но самое интересное, что в музее старейшей киностудии страны больше всего нуждается город.

Алла Пугина, куратор выставки: «На студию приходят школьники и студенты. Реакция одинаковая. Наши дети не знают отечественного кино. Отечественного кино вообще и ленфильмовского в частности».

Музей необходим, чтобы восполнить определенный пробел у нынешних школьников. На ленфильмовских картинах выросло несколько поколений. Сегодня о старых лентах могла бы напоминать постоянная экспозиция.

Александр Поздняков, киновед: «Все понимают, что когда такую красоту увидели тысячи людей, музей должен быть. Бороться с этим не нужно. Нужно просто последовательно объяснять городу, в том числе и такими акциями, что Петербург — родина кинематографа».

Экспонаты опять развезут по разным цехам. А в демонтаже выставки, предметы которой знакомы, пожалуй, всему старшему поколению страны, есть что-то минорное. Возможно оттого, что вопрос, каким должно быть наше кино — коммерческим или нет, — так и остается открытым.

Читайте также