Дом творчества писателей разрушается на глазах

08.09.2009, 14:41

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В поселке Комарово в аварийном состоянии находится знаменитый литературный пансионат. Зданию не помогли ни деньги спонсоров, ни обещание российского Литературного фонда.

Тут жить нельзя. Дом творчества в поселке Комарово — тот самый, где любили бывать Дудин, Бианки, Ахматова, Бергольц, Довлатов — разрушается. Несмотря на то, что здесь проходили восстановительные работы на деньги спонсоров, здание по-прежнему не готово для приема постояльцев. На сегодня главная проблема — это отсутствие отопления.

Что на самом деле мешает восстановить столь памятное для ценителей русской литературы место, выяснял корреспондент НТВ Алексей Кобылков.

Если смотреть издалека и сквозь елки, дом творчества в Комарове выглядит даже уютно. Достаточно только убрать куда-нибудь заколоченные окна и вспомнить Довлатова: «Дом набит веселым, мохнатым зверьем с человеческими глазами. Среди писателей — довольно много однофамильцев великих людей. В частности, Шевченко и Белинский…»

Здесь совершенно не нужно искать атмосферу, потому что она не терялась. И вся мебель 60-х годов, и воздух тот же комаровский. Кстати, писатели, в основном, предпочитали работать именно на балконе. Если, конечно, они предпочитали работать, потому что все было по-разному.

Евгений Рейн, например, как-то в этом здании ночевал прямо на бильярде. Сергей Довлатов, приезжая, пытался не пить и слушал наставления Веры Пановой. А Фёдор Абрамов, напротив, даже во времена «сухого закона» демонстративно ставил коньяк на стол.

Сейчас здесь живет один переводчик — Сергей Леонидович Сухарев. Номер — недалеко от ахматовского. И хотя он куда больше озабочен Диккенсом, тени прошлого все равно рядом.

Сергей Сухарев, переводчик, член Союза писателей: «Д.С Лихачёв как-то говорил: „Наука дойдет до такого совершенства, что можно будет из стен извлечь голоса“. К примеру, в квартире А. С. Пушкина на Мойке услышать голос великого писателя. Думаю, что эти стены впитали в себя такое богатство».

На самом деле, жить здесь нельзя. И писателей пускать нельзя, и читателей тем более, потому что нет денег, а значит, нет ремонта в большинстве комнат, и штукатурка сыпется, и ржавая крыша, а значит, нет разрешений от СЭС и пожарных. И можно только предаваться воспоминаниям.

Валерий Попов, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга: «В коридоре сидела старушка-вахтерша. Были годы, когда сюда не пускали женщин. Потом демократия добилась того, что их стали пускать. К кому ходили незнакомые женщины — это тайна. Но почему-то ходили очень часто. Это одно из преимуществ этого дома».

Это здесь вроде бы отдыхавшей Раневской мешал шум электричек за окном:

— Фаина Георгиевна, как отдыхаете?

— Как Анна Каренина.

А сейчас кажется чересчур тихо, потому что нет денег и нет постояльцев. И недавно сделали новую котельную, но топлива все равно нет.

Иван Овинцев, директор дома творчества в Комарове: «Если мы не решим проблему топлива на сегодняшний день, то все подключенные системы (горячая, холодная вода, котельная) будут погублены зимой. Все затраты по восстановлению и монтажу окажутся излишними».

Ремонт в комнатах делает мастер спорта по боксу, член сборной Узбекистана. Получается под 60-е, очень похоже. В этой осенней тишине все заняты своим делом. И если кому-то не досталось яблок, то переключаются на грибы. В том случае, конечно, когда удается забыть про Диккенса.

Читайте также