Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»
В Псковской области разрушается храм XV века с удивительными древними фресками. Реставрация необходима в срочном порядке, но заявки в Министерство культуры остаются без ответа.
В деревне Мелётово разрушается уникальная церковь Успения, построенная в XV веке. Классический образец псковского храма, памятник федерального значения за свою
В
Древний храм Успения в деревне Мелётово уже давно словно мираж. То, что сегодня тебе открывается под его сводами, завтра может исчезнуть.
В свете небольших окон видна уникальная роспись храма XV века. Но с каждым годом она покрывается новыми трещинами и осыпается.
Аркадий Филинов,
Для удобства изучения древней росписи в храме установили специальные леса. Но чтобы было что изучать, фрески надо спасать. Эти люди делают то, что в их силах. Специалисты московского центра реставрации имени Грабаря фотографируют живопись, чтобы она не исчезла бесследно.
С этой же целью художники берутся за кисти и краски и копируют древние лики. Для них это еще и
Аркадий Филинов,
Живопись уникальна, потому что ее сюжеты в другом храме не встретишь. К примеру, есть поучительная история про скомороха. Он перед толпой ругает Богородицу, а потом наказанный ею лежит, лишившийся рук и ног. А ведь часть фресок еще прячется под поздними росписями, и не везде этот пазл специалисты сложили.
В Министерство культуры заявки на реставрацию федерального памятника архитектуры отправляют регулярно, но безрезультатно. Табличка с надписью «Охраняется государством» расположена рядом с одной из самых больших трещин.
Размеры трещин местами уже такие, что можно просунуть руку. Разваливается историческая кладка. Между тем изнутри фрагменты фресок отслаиваются и едва держатся.
Насколько критичны утраты в храме, лучше всех объясняет художник реставратор Адольф Овчинников. Он 50 лет своей жизни копировал мелётовские фрески.
Он скопировал роспись восьми храмов, пять из которых уже полностью утрачены. Мелётовские мастера для него вообще стоят особняком. Вот даже глаза у созданных ими ликов не черная точка, а белая.
Адольф Овчинников,
Чтобы копии были достойны оригинала, реставратор использовал те же материалы для красок, что и мастера в XV веке. Искал лазуриты у геологов, охру, землю (именно зеленую), делал злаковые отвары ячменя и пшеницы.
Но по его словам, лишь приблизился к оригиналам и к мировоззрению тех мастеров. Особенно жаль, что оно ускользает от нас до конца неразгаданным.
Читайте также
- Акция «Именной кирпич» помогает восстановить храм XIX века в воронежском селе
- Уникальному
400-летнему храму в Архангельской области грозит разрушение - «Газпром» подарил тепло отреставрированной церкви в Ленобласти
- В усадьбе
Покровское-Стрешнево восстановят настенную живопись - Колокольня
Николо-Богоявленского собора в Петербурге готовится сбросить строительные леса - Петербургскую консерваторию планируют отреставрировать к 2024 году