Подпольное искусство выходит на рынок

30.08.2009, 20:30

Видео программы «Сегодня»

В течение августа организаторы водили экскурсии по столичным дворам и закоулкам, показывая граффити, постеры и вообще все, что с недавних пор считается арт-объектами.

Минувшей ночью в Московском центре современной культуры «Гараж» прошла шумная вечеринка, завершившая «Месяц уличного искусства». В течение августа организаторы водили экскурсии по столичным дворам и закоулкам.

Интересующимся показывал граффити, постеры и вообще все, что с недавних пор считается арт-объектами. Большинство из них, правда, недолговечно — художества либо замазываются по поручению властей, либо поверх них рисуют новые.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский осмотрел несанкционированные экспонаты.

С это виду обычная группа туристов, только парадные фасады столицы остаются без всякого внимания с их стороны. Люди с фотоаппаратами устремляются в глухие дворы. Там от глаз непосвященных скрываются настоящие залы славы, как их называют сами уличные художники.

Типичный зал славы — это закоулок, где жители и местные коммунальные службы то ли привыкли к такому творчеству, то ли просто устали с ним бороться, то ли кому-то и правда нравится. Один из подобных залов находится буквально в двух шагах от Нового Арбата.

Степан, уличный художник: «Это достаточно парадоксальное место — у нас за стеной находятся представители правопорядка, местное УВД. Тем не менее, мы спокойно здесь рисуем уже в течение продолжительного промежутка времени. Это один из основных залов славы».

Вообще-то входной билет в зал славы для художника может стоить денег. Административный кодекс оценивает нелегальное настенное творчество в 300 рублей. Так что главное правило в этой живописи — вовремя смыться, успев, однако, ярко заявить о себе.

Степан, уличный художник: «В основном все пишут свои имена, названия группировок».

То есть большинство граффити — это по сути «здесь был Вася» только в более художественном исполнении. А значит и не скажешь, что уличное искусство совсем уж оторвано от российских культурных традиций. Правда, пишут обычно таким замысловатым шрифтом, что прочитать могут только свои.

Художник: «Честно говоря, я не считаю, что русская школа граффити это высокое искусство».

Высокое уличное искусство — это, пожалуй, британский художник Бэнкси. По крайней мере, искусство высокооплачиваемое. Работы этого творческого хулигана-конспиратора продаются на аукционах, как лучшая классика живописи. Хотя его настоящего имени никто и не знает.

Гаррет Уильямс, представитель аукционного дома «Цены на Бэнкси растут феноменально. Среди покупателей Брэд Питт, Кристина Агилера».

Вот уж ради таких работ не жалко выкупить и целую стену здания. В России такого интереса пока не наблюдается. В лучшем случае коллекцию рисунков могут издать в виде альбома, в обычном — она просто попадает в Интернет.

Андрей Целуйко, уличный художник: «Уличное искусство живет только на фотографиях. Оно само по себе достаточно эфемерно, плюс власти его регулярно удаляют».

Главная особенность современного искусства заложена уже в самом названии — современное. Если отбросить приставку, останется временное, как бы мимолетное. Ведь это только кажется, что граффити рисуют на материале подолговечнее холста.

На самом деле, придет сюда завтра другой художник или вообще маляр, и будет здесь совсем другая картина. Так что коллекционерам этой живописи, если таковые появятся, придется буквально бежать в ногу со временем.

Читайте также