Современное искусство оспаривает законы физики

29.08.2009, 13:54

Видеосюжет: Илья Федосов
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге спустили на воду единственную в мире лодку из мрамора.

В Петербурге спустили на воду единственную в мире лодку из мрамора. Ее создатель — итальянец Фабио Виале. Однако он вовсе не кораблестроитель, а скульптор, работы которого до этого были не столь функциональны.

В музеях Питера хранятся каменный воздушный шар, который не летает, покрышки, которые весят почти как автомобиль. За первым рейсом то ли скульптуры, то ли плавсредства наблюдал корреспондент НТВ Илья Федосов.

В Петербурге много лодок и много мрамора, но до сих пор здесь лодки и мрамор существовали отдельно друг от друга. В городе судостроителей и в голову никому не могло прийти, что плавсредства можно делать из камня. Это пока в Петербург не приехал туринский скульптор Фабио Виале и не попросил помочь ему спустить на воду его 400-килограммовую мраморную лодочку.

Лодка выточена из целой мраморной глыбы, поэтому мнения зрителей разделились: некоторые сомневались, что это произведение искусства удержится на воде, но те, кто был знаком с другими работами итальянского скульптора, верили в это безоговорочно.

В творчество Фабио Виале нужно погружаться плавно. И лучше начинать не с лодки, а со скульптуры, которая называется «Бесконечность». Пара автомобильных покрышек смотрится здесь настолько органично, что некоторые посетители порываются стукнуть по ним ногой. Однако сделаны эти покрышки из черного мрамора. Произведение тонкой работы.

Как и Джоконда, которая тоже сделана из мрамора, но глаза этому не верят. Любой человек, который смотрит на эту скульптуру, подсознательно слышит скрип пенопласта. Инструмент исполнения — алмазное сверло. Основная идея — шедевры нельзя скопировать, их можно только переосмыслить.

Фабио Виале, скульптор: «Она была идеальная, но я не мог на нее смотреть. Я не видел в ней Джоконду. Поэтому я решил убрать нос и все четкие линии. И использование техники пенопласта позволило мне это сделать».

У скульпторов древности было меньше возможностей. У них мрамор мог напоминать только мрамор, а не резину или пенополиуретан. Ни один из классиков не решился бы изваять стаю бумажных журавликов. Этот мраморный попкорн при всей его солидности вряд ли можно отнести к классической скульптуре.

Вся полнота академического образования Фабио Виале обрушивается на зрителя, когда тот впервые видит произведение по мотивам известной скульптуры Микеланджело.

Фабио Виале, скульптор: «Я был в Риме и видел много памятников, покалеченных вандалами. Я решил сделать что-то связанное с темой вандализма. Взять символ христианского искусства и вырвать Христа из рук матери».

Еще у Фабио Виале есть мраморный воздушный шар. Видимо, автору настолько надоели вопросы, почему шар не летает, что он решил сделать мраморную лодку, которая плавает. Прикрепил к ней мотор и сомневающихся лично прокатил вдоль стен Петропавловской крепости. Лодка выдерживает вес четырех человек. Мрамор для нее был найден в окрестностях итальянского города.

Как можно видеть, пока мраморная лодка Фабио Виале вызывает значительно больший интерес, чем все остальные произведения скульптора вместе взятые. Однако она может стать первым шагом к пониманию серьезной скульптуры. Ведь эта лодка сделала из мрамора и не так далека от шедевров Микеланджело, как может это показаться на первый взгляд.

Читайте также