Старейший режиссер петербургской киностудии скончался 10 декабря в возрасте 94 лет. Создатель полюбившихся фильмов «Влюблен по собственному желанию», «Рейс 222», «Вдовы», заставил прослезиться даже генсека Леонида Брежнева.
Он родился в Москве в семье обрусевших армян. В 18 лет ушел на фронт и это тот факт биографии, который очень многое определил в его характере и судьбе. Микаэлян рассказывал потом, как поставил себе цель не бояться.
Под трассирующими пулями приседал и вставал на слабо. Дважды был ранен, второй раз под Ржевом. И неудивительно, что одним из его первых фильмов была картина «Принимаю бой». А успех пришел после того, как Микаэлян снял ленту «Иду на грозу».
Александр Поздняков, киновед: «Рассказывал, как они долго возили своего убитого друга, привязанного к башне танка, потому что не могли его похоронить не было времени для этого. Это страшный образ».
Микаэлян вспоминал, как после выхода фильма на заработанные деньги накупил матери подарков: пальто, сапоги, а она за это чуть не выгнала его из дома. Кричала: «Как не стыдно, у меня всё есть». Герои его фильмов тоже были удивительными бессребрениками. В фильме «Премия» целая бригада отказывается от награждения, которого, как считает бригадир, они не заслуживают.
Теперь абсолютно такие же истории про бескорыстие рассказывают о нем самом. Как раз за эту картину Микаэляну присвоили Государственную премию, а когда вызвали в партком и предложили переехать из коммуналки в отдельную квартиру, отказался. Заявил: есть люди, которым нужнее.
Александр Поздняков, киновед: «Когда он снимал фильм про Нансена, на десять дней отправился вместе с директором „Ленфильма“ Киселёвым и членом ЦК Сурковым в Осло. Естественно, им выдали валюту. И когда они собирались уезжать, за ужином Микаэлян обмолвился, что не потратил ни одной кроны из этой тысячи крон и хочет вернуть их государству. Его стали отговаривать. Микаэлян сказал: „У меня все есть“».
На самом деле, у него не было ни машины, ни дачи. Но чего точно хватало, так это любви тех, кто был рядом. Его обожали актеры, к которым всегда находил подход. И, конечно, любили зрители. И за то, что со своими фильмами приезжал в самую глубокую провинцию, и за сами картины.
Читайте также
- На «Ленфильме» простились с Игорем Масленниковым
- Он был режиссером души: каким Петербург запомнил Игоря Масленникова
- Режиссера Виталия Мельникова похоронили на Комаровском кладбище
- Ленфильмообразующий режиссер: каким запомнили коллеги Виталия Мельникова
- Петербург простился с режиссером Виталием Аксёновым
- На «Ленфильме» простились с Сергеем Микаэляном