Непредсказуемый режиссер полон творческих планов

25.08.2009, 21:18

Видео программы «Сегодня»

Создателю культовой «АССЫ» исполнилось 65 лет.

Сергею Соловьёву исполнилось 65 лет. Он автор 18 картин, они все очень разные, но которых помимо фамилии автора объединяет, пожалуй, одна деталь, — Соловьев всегда снимал и снимает о том, что волнует его самого. При этом отлично чувствует время.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг — подробнее.

Его не назовешь ни самым народным режиссером страны, ни самым кассовым, но в чем Сергею Соловьёву точно нет равных, так это в способности чувствовать сердцем сегодня те самые перемены, что случатся лишь завтра.

Еще не рухнула трухлявая советская империя, а на экраны вышла «АССА», насквозь пронизанная декадентским духом 80-х с их контркультурой и рок-подпольем.

Сергей Соловьёв, кинорежиссер, народный артист России: «Это Михаил Ильич Ромм нас замечательно учил. Однажды мы ему долго показывали экзамен, потом он закурил, сел на стол, покачивая ногой, произнес: „Ну, что вам сказать, ребята. Когда интересно, то интересно. А когда неинтересно, то совершенно неинтересно“. Ничего умней я не слышал».

А если новые времена овеяны скукой, кинопровидец Соловьёв пытается искать параллели в русской классике. Бережно и скрупулезно экранизирует повести Пушкина, рассказы Чехова. Семнадцать лет кряду пытается перевести с толстовкого на язык кино «Анну Каренину». В 2009 году фильм, наконец-то готов. И это, уверен неисправимый перфекционист Соловьёв, самый важный подарок к необычному юбилею.

Сергей Соловьёв, кинорежиссер, народный артист РФ: «С одной стороны, очень хорошо, что понимаешь примерно, куда ты попал и что происходит вокруг. Здраво и ясно понимаешь. А с другой стороны, все меньше и меньше понимаешь, зачем все это дело. Все становишься как бы безответнее».

В его биографии, как в фильмах, соседствуют несовместимые персонажи. В северокорейском детстве в семье отца-дипработника у него была дружба с соседом по дворовой площадке маленьким Ким Чен Иром, соседство за партой в питерской школе с юным Львом Додиным, учеба во ВГИКе у Михаила Ромма. И еще была дружба с андеграундными и с светскими — Борисом Гребенщиковым и Виктором Цоем, Ричардом Гиром и Синди Кроуфорд.

Сергей Соловьёв, кинорежиссер, народный артист РФ: «Мне Ричард говорит: слушай, вот я прилетел, у меня такая сложная полоса жизни, связанная с одной девушкой. Устрой как-нибудь так, чтобы мы жили с ней не в гостинице. Я их отвез к себе на 19-й этаж в Воронцово, в блочный дом. Они ехали в лифте и принюхивались. Я им говорю: да не нюхайте, не нюхайте».

Через неделю Сергею Соловьёву снова к школу. В свои 65 он преподает студентам ВГИКа. Правда, себя ощущает гораздо моложе своих подопечных.

Сергей Соловьёв, кинорежиссер, народный артист РФ: «Во-первых, они все пенсионеры, все с пенсионными мозгами, голова их занята черт знает чем, но попадаются до сих пор исключительно талантливые, прекрасные, возвышенные молодые люди. Абсолютно одинаковые, что в 60-е годы прошлого века, что сегодня».

Стать режиссером сам он решил в 13 лет, очаровавшись картиной «Летят журавли». Все главное в жизни, убежден Соловьёв, происходит, до 20 лет. Об этом его самая тонкая и щемящая акварель — «100 дней после детства». Об этом — о свободе души как в детстве — его лучшие взрослые ленты.

Сергей Соловьёв, кинорежиссер, народный артист РФ: «Я не помню ничего такого, что со мной случилось что-нибудь такое в 35 лет, в 40 лет, что как бы меня перевернуло, повлияло. Ничего не помню. Все произошло с 12 до 20. В 20 уже почти ничего».

Читайте также