Рекордная сделка для российской авиаиндустрии

20.08.2009, 20:01

Видео программы «Сегодня»

На авиасалоне МАКС-2009 продолжились демонстрационные полеты, хотя оценить мастерство пилотов было довольно сложно.

На авиасалоне МАКС-2009 продолжились демонстрационные полеты, хотя оценить мастерство пилотов было довольно сложно, потому что из-за пасмурной погоды многие фигуры высшего пилотажа выполнялись в облаках.

На деловую же часть салона погода не влияла. В центре внимания оказался «Сухой Суперджет — 100» (Superget-100). Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг передает из Жуковского.

Студентка МАИ Дарья Резникова до МАКСа долетела утренней электричкой. Чуть раньше первых самолетов.

Дарья Резникова: «Здесь у нас горячее, там овощи, тут будет рис. А в МАИ я учусь на инженера-математика».

Вместе с юной надеждой российской авиации еще 500 студентов МАИ убирают на МАКСе посуду, накрывают столы, раздают буклеты. Они все добровольцы. Уж если идти в отечественный авиапром, так привыкать с малых лет, что в нем все строится на голом энтузиазме.

Евгений Бачурин, генеральный директор ОАО «Авиационная компания „Атлант-Союз“»: «Как патриоты мы считаем, что поддерживать российского производителя — это правильно. Это рабочие места, это бюджет и так далее».

Тем более в кризис, когда все средства хороши. Новость дня: государственная авиакомпания «Атлант-Союз» у государственной же «Ильюшин Финанс» покупает сразу 45 российских самолетов. Это неслыханная цифра для российской авиаиндустрии.

В числе спасенных счастливчиков — среднемагистральный Ту-204 и ближнемагистральный Ан-148. Машины обещают нашпиговать по последнему слову техники. Там будет все — от сотовой связи до Интернета.

А вот будущее крупных российских лайнеров туманно, как погода на МАКСе. Пока в «Ильюшине» и «Туполеве» пытаются догнать «Боинг-777» и А-330, в самом «Эйрбасе» (Airbus) им на замену уже готовят следующее поколение — огромный и роскошный А-350. Один из первых заказчиков западной авиацитадели — российский «Аэрофлот». Причины очевидны.

Вадим Власов, глава представительства компании «Эйрбас» в России: «В этом классе на сегодняшний день у России аналогов нет. Остается в похожей размерности самолет Ил-96, но это все-таки продукт, созданный более двух десятилетий назад».

Чтобы увидеть, как быстро технологии развиваются, на МАКСе достаточно поднять голову. Едва прошло три года, а первый успешный пример сотрудничества российского и западного авиапрома уже в небе. «Сухой Суперджет» — пока лаборатория для тестов. Простых гостей готов принимать со следующего года, но потенциальных заказчиков — уже сейчас. Однако и для них главное — пассажирский комфорт — удобные кресла, широкие полки. А в иллюминаторе — конкурент, но шансы на массовое производство Ту-334 весьма туманны.

Игорь Шевчук, президент, генеральный конструктор ОАО «Туполев»: «Нет таких законов, которые запретили бы авиакомпаниям приобретать иностранную технику. Просто нам нужно подтянуться по нескольким позициям, где мы отстаем. Это послепродажное обслуживание, это гарантийное обслуживание, обучение персонала, надежность некоторых наших агрегатов».

Список этот можно продолжать еще долго. Однако будущее боевой авиации страны, если верить салону МАКС, почти безоблачно. Российские ВВС впервые в новейшей истории получают десятки новых современных машин.

Су-34 и Су-35 берут отнюдь не только маневренностью. Поколение — четыре плюс-плюс. До пятого, обещают ученые, остаются считанные месяцы. Это будут не просто истребители, а летающие компьютеры. Пока же в небе над Жуковским — достижения советского авиапрома. И, несмотря на капризы погоды, у продавщицы Смирновой дела идут лучше всех.

Анна Смирнова, продавщица: «Флажки хорошо покупают с „Русскими витязями“».

Читайте также