В деле «Арктик Си» рано ставить точку

20.08.2009, 19:50

Видео программы «Сегодня»

В истории с сухогрузом «Арктик Си» еще рано ставить точку, потому что пока вопросов остается больше чем ответов.

В истории с сухогрузом «Арктик Си» еще рано ставить точку, потому что пока вопросов остается больше чем ответов. Хотя освобожденных из плена россиян сегодня встречала родина. Однако с военного аэродрома, куда моряков доставил Ил-76, их повезли к следователю для продолжения допроса. Ведь звучало же мнение, что если это и жертвы, то, возможно, не такие уж невинные.

Вообще все в этом деле сплошные догадки и предположения. Кто напал на корабль? Зачем? Куда и по чьей воле он шел? Что же такое было на борту? Можно только догадываться, что в России есть те, кто знает ответы.

На тот же подмосковный аэродром, но другим самолетом доставили восьмерых предполагаемых захватчиков судна. И еще интересный штрих — сам сухогруз, который сейчас находится на Кабо-Верде, решено перегнать в Новороссийск. А ведь юридически «Арктик Си» — не российский корабль. Корреспондент НТВ Антон Вольский обобщает факты.

Освобожденных моряков и так называемых пиратов привезли сегодня утром на один и тот же закрытый аэродром Чкаловский. Правда, встречали моряков не как героев. Не было ни цветов, ни оркестра.

Игорь Лякин-Фролов, заместитель директора департамента информации и печати МИД РФ: «В Москву на российском самолете прибыли 11 членов экипажа сухогруза „Арктик Си“. Четыре члена экипажа во главе с капитаном остаются на судне. Физическое и морально-психологическое состояние всех наших моряков хорошее. Сегодня же в Москву для проведения следственных действий в соответствии с возбужденным уголовным делом доставлены восемь захватчиков судна».

Моряки с «Арктик Си», согласно данным из прокуратуры, по-прежнему проходят по делу как пострадавшие, но домой их не отпускают и даже не дали позвонить женам, хоть и допрашивают уже два дня.

Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре РФ: «В ходе допросов члены экипажа судна пояснили, что к борту „Арктик Си“ в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились восемь человек в черной одежде с надписью на спине „Полиция“. Они поднялись на борт судна и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений».

Моряки утверждают, что подать сигнал бедствия не успели, поскольку были застигнуты врасплох. Однако специалисты в этом сомневаются. На судне имеется не одна «тревожная кнопка», нажать которую дело одной секунды.

Александр Красноштан, председатель Северной региональной организации Российского профсоюза моряков: «Их три, минимум три. Включается тревога, поднимается по тревоге экипаж, одновременно подаются сигналы через спутник на береговые станции о захвате судна».

Несколько дней после захвата сухогруз шел своим курсом и, проходя через Ла-Манш, сообщил береговой охране, что на борту все в порядке, после чего связь с кораблем прервалась, и он пропал с экранов радаров.

Однако сегодня власти Мальты, под флагом которой ходил сухогруз, сообщили, что они из виду корабль не теряли и всегда знали, где он и что с ним. В Финляндии, чьей компании принадлежит сухогруз и откуда начал свое злополучное путешествие, тоже знали многое, хотя не спешат рассказывать.

Маркку Ранта-Ахо, представитель криминальной полиции Финляндии: «Корабль действительно исчез ненадолго, но мы следили за его перемещениями. По нашим данным, он был похищен, за него требовали выкуп, но я не могу раскрывать детали операции».

Выкуп пираты потребовали только спустя 10 дней после захвата. Неизвестный связался с российской компанией, застраховавшей груз, и потребовал полтора миллиона долларов.

Владимир Душин, вице-президент по безопасности группы «Ренессанс Страхование»: «Звонивший говорил на английском языке, на неплохом английском. При этом явно использовалась аппаратура, которая изменяет тембр голоса. Они от нас потребовали, чтобы информация держалась в тайне, ни в коем случае не сообщали в правоохранительные органы и в СМИ, иначе они начнут убивать членов экипажа и удвоят сумму».

Этим объясняется то, что о судьбе сухогруза ничего не знали ни родственники моряков, ни мировая общественность. Однако это же теперь дает почву для различных предположений. Вспомнили, что перед походом корабль две недели стоял на ремонте в Калининграде. Так что вместо заявленного леса он мог перевозить что-то более ценное.

Михаил Войтенко, главный редактор интернет-издания «Морской бюллетень — Совфрахт»: «Государство какое-то захотело пресечь поставки того, что перевозил „Арктик Си“ без ведома экипажа. Государство захватило судно, уникальная операция, достойная экранизации».

Сухогруз «Арктик Си» теперь движется в Новороссийск для продолжения следственных действий. В Алжир, куда изначально шел корабль, груз решили не доставлять.

Несмотря на наступившую развязку — пираты пойманы, экипаж освобожден и даже доставлен в Россию, — яснее не стало. Если такая запутанная и темная история произошла в самых оживленных водах мирового океана, можно сказать на глазах у всей Европы, то даже страшно подумать, что же делается вдали от берегов.

Читайте также