Сегодня в Мюнхене вынесен вердикт 91-летнему Йозефу Шойнграберу. Суд посчитал доказанным факт массового убийства, совершенного им в 1944 году.
Сегодня в Мюнхене вынесен вердикт
Этот приговор стал недвусмысленным сигналом для еще одного подозреваемого в массовых убийствах выходца из Советского Союза Ивана Демьянюка, которого сейчас тоже судят в Мюнхене, и на его совести, по версии обвинения, около 30 тысяч жизней.
Из Германии репортаж корреспондента Дмитрия Погоржельского специально для НТВ.
Подсудимый Йозеф Шойнграбер виновен в убийствах и приговаривается к пожизненному заключению. После этих слов судьи в зале раздались громкие аплодисменты. Одному из адвокатов стало дурно, ну а сам Шойнграбер выслушал вердикт суда совершенно без эмоций и даже
Подобный приговор Шойнграберу уже выносило итальянское правосудие три года назад. Но тогда это происходило заочно. Немецкий закон не позволяет выдавать своих граждан другим странам. Шойнграбер, как и все послевоенные годы, преспокойно жил в Баварии и даже был членом местного городского управления. Доказать вину преступника через 65 лет после событий было делом очень непростым.
Летом 1944 года старший лейтенант вермахта Йозеф Шойнграбер командовал ротой горных стрелков в итальянской Тоскане. В отместку за убийство партизанами двух солдат из подразделения немцы провели карательную операцию. В местечке Фальцано ди Кортона они согнали всех мужчин в один из сараев и взорвали его. Тех же, кто не погиб, добивали выстрелами.
Лишь одному мальчику Джино Массетти удалось тогда спастись. Его показания стали одними из самых важных в ходе процесса и для мнения судей. На слушания в Мюнхен из Фальцано приезжали родственники погибших в тот день. Кроме показания свидетелей из Италии, судьи опирались и на воспоминания бывших сослуживцев Шойнграбера. Они тоже прозвучали в ходе процесса.
Есть в деле и такой эпизод: телефон Шойнграбера прослушивался, и однажды он позвонил своему старому приятелю, тот стал вспоминать, мол, помнишь, как мы тогда в Фальцано… Но Шойнграбер тут же прервал разговор со словами: «Не надо болтать лишнего по телефону».
Для немецкого правосудия было важно установить точно, кто отдавал приказ взорвать здание, кто отдавал приказ добивать выживших. И какую роль во всем этом играл Шойнграбер.
Анджола Лескай, дочь погибшего: «Это очень важный приговор для всех нас, членов пострадавших семей, а также для тех, кто не смог приехать сюда. Это приговор и предупреждение на будущее. Ни одно военное преступление не должно остаться безнаказанным».
Андреа Вининьи, бургомистр Фальцано ди Кортона: «Бесконечно долгие 65 лет мы ждали этих слов правды и справедливости. Правду нельзя скрыть. Сегодня я с болью думаю о тех, кто не дожил до этого дня».
Судья полтора часа обосновывал приговор, разбирая события тех дней буквально по часам. Ну, а оглашение самого приговора заняло не более минуты.
Хоть и с опозданием на 65 лет, хоть и со второй попытки, но все же справедливость
Читайте также
- Свидетельства геноцида: в Калининграде рассказали о зверствах нацистов в Восточной Пруссии
- Умер последний прокурор Нюрнбергского процесса
- Челябинца оштрафовали за фото Гитлера на сайте «Бессмертного полка»
Экс-нацист Оберлендер умер в Канаде- ФСБ рассекретила данные о процессе над японскими
«биологами-убийцами» - Канада отказывается выдавать бывшего эсэсовца, причастного к гибели 27 тысяч человек