Будущее за мини-АЭС?

08.08.2009, 21:43

Видео программы «Сегодня»

Ядерный реактор, собранный в Нижнем Новгороде, станет частью первой в мире плавучей атомной электростанции, которая будет освещать и согревать отдаленные прибрежные поселки.

Ядерный реактор, собранный в Нижнем Новгороде, станет частью первой в мире плавучей атомной электростанции, которая будет освещать и согревать отдаленные прибрежные поселки.

Идея сделать АЭС миниатюрными занимает сейчас умы атомщиков всего мира. Зачем это нужно и как насчет безопасности, выяснил корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.

Атомное КБ в подмосковном Подольске до сих пор называется так, чтобы никто не догадался — ОКБ «Гидропресс». Никаких прессов тут, конечно, не делают, а разрабатывают миниатюрные АЭС, в которых все маленькое, но по-настоящему ядерное.

Владимир Степанов, заместитель генерального директора ОКБ «Гидропресс»: «Деление ядер урана пятого, плутония в качестве теплоносителя в жидкий металл — сплав свинца с висмутом».

Пионером в области мини-атома себя называет американская компания «Гиперион». Она уже приняла несколько десятков заказов со всего мира на свои станции размером с небольшой сарай, зарытый в землю. Стоимость — 25 миллионов долларов, мощности — 25 мегаватт. Этого хватит на завод, поселок или городской район.

Если 10 тысяч домовладельцев сбросятся, выйдет вполне доступно — по 2 с половиной тысячи долларов. Российские атомщики, правда, во все это не верят.

Виталий Петрунин, первый заместитель директора, главный конструктор ОАО «ОКБМ Африкантов»: «Тут возникает проблема работоспособности, надежности, долговечности активных зон, конструкционных материалов. И на сегодня та элементная база, которая достигнута нами и американцами, не позволяет осуществить то, о чем они говорят».

В нижегородском ОКБМ имени Африкантова разработали несколько своих проектов мини-АЭС. Первый — плавучая станция с двумя реакторами КЛТ-40 С (подобными тем, что стоят на ледоколах). Нам установку показали уже почти собранной, готовой к реальной эксплуатации.

Дмитрий Бученков, начальник отдела ОАО «ОКБМ Африкантов»: «Здесь все смонтировано как на действующем реакторе, за исключением ядерного топлива. Его здесь нет, иначе бы с вами не могли здесь стоять».

Предполагается, что особое атомное судно (его достраивают на верфи в Петербурге) будет причаливать в отдаленных, в первую очередь, северных портах и снабжать энергией города, воинские части и заводы. Станции нужна мобильность, чтобы каждые 15–20 лет возить ее на завод, чтобы менять отработанное топливо.

Уже есть проекты установки подобных реакторов на поезда (надо 2 вагона) или даже в прицепы грузовиков. Конечно, будет дорого. А там, где есть обычное электричество, невыгодно, но есть-то оно не везде.

Сергей Рыжов, директор, генеральный конструктор ОКБ «Гидропресс»: «Безусловно, если посчитать стоимость солярки в северных условиях, стоимость доставки этой самой солярки, стоимость эксплуатации этой самой дизель-электрической станции, наши эти самые батарейки на 20 лет без перезарядки вполне могут показать экономическую эффективность».

Мини-станции, разумеется, придется, как следует охранять, но технологическую безопасность создатели обещают абсолютную. Новые реакторы и их поведение моделируют на суперкомпьютерах и испытывают на огромных стендах, построенных еще для больших АЭС.

Александр Бахметьев, начальник научно-исследовательского испытательного комплекса ОАО «ОКБМ Африкантов»: «Наш идеал — это внутренняя самозащищенная реакторная установка, которая в условиях аварийных ситуаций сама себя глушит».

Судя по всему, такими миниатюрными, чтобы можно было поставить на дачу, атомные реакторы если и станут, то еще не скоро. Хотя тенденция уже ясна — АЭС становятся все меньше похожи на ядерную бомбу. И все сильнее напоминают бытовой электроприбор. И, видимо, недалек тот день, когда удивлять нас они будут не сильнее, чем сейчас какие-нибудь будки электроподстанций.

Читайте также