Стеклярусный кабинет засияет былым великолепием

05.08.2009, 18:18

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Ораниенбауме приступили к реставрации Китайского дворца. Начали работы с уникального объекта.

В Ораниенбауме приступили к реставрации Китайского дворца. Уже два года памятник архитектуры закрыт для посетителей. Началу работ предшествовали серьезные споры о том, как проводить реставрацию.

Одновременно прошло множество согласований с комитетом по охране памятников. И сейчас дело пошло. Начали с уникального объекта — стеклярусного кабинета.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Когда начали демонтаж позолоченного багета, все, кто присутствовал в стеклярусном кабинете Китайского дворца, вздохнули с облегчением. После долгих согласований реставрация сложного объекта началась. Разрешение на работы не давали потому, что не знали, как их проводить. Дворец практически не имеет аналогов.

Наталья Зайцева, зав. отделом хранения и изучения памятников музея-заповедника «Ораниенбаум»: «Во дворце огромное количество проблем. Это, как старый организм, у которого что-то болит, что-то вскрывается, что-то нарывает. Вот мы приступаем к реставрации и не знаем, на что мы наткнемся на ближайшем этапе и сколько это продлится».

Дворец в XVIII веке возводился как летний павильон. Собственную дачу Екатерины II построили даже без подвала. Никто не предполагал, что творение Ринальди, весьма скромное снаружи и редкое по красоте внутри, простоит так долго, почти 250 лет.

Здесь нет отопления, и как смонтировать современную систему, специалисты пока не знают. Проблемы с гидроизоляцией приводят к разрушению исторической лепки.

Первый этап исследовательский. Реставраторы берут микологические пробы и проводят консервацию интерьеров с последующей обработкой против плесени.

Что касается реставрации стеклярусного кабинета, здесь особый подход с изучением и технологии вышивки, и истории ее создания. Сейчас сотрудники музея-заповедника ждут открытий от лаборатории тканей Эрмитажа.

Тамара Носович, зам. директора Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «Эта технология пришла, конечно же, с Востока. Считается, что это работа русских мастеров. Но мы немного подождем. Пусть реставраторы начнут свою работу и скажут свое слово. Еще важно провести технологический анализ».

Но одно из двенадцати вышитых панно принадлежит руке бывшей актрисы французской труппы, которая еще при Елизавете организовала свою мастерскую.

Татьяна Сясина, зав. сектором «Собственная дача и дворец Петра III»: «Она-то как раз и создает первое панно, которое мы видим. Оно подписано „мадам де Шель“. Сначала считалось, что она вышила эти панно в Париже. По источникам выяснилось, что это делали наши русские мастерицы».

Вышивальщицы работали по рисунку художника венецианской школы Серафино Баруцци. По замыслу Екатерины II, посетители, входя в комнату, словно попадали в озеро. Декоративные панно — это его берега.

Стеклярусный кабинет по праву считается шедевром мирового искусства интерьера. Редкий образец стиля рококо знаменит своими панно. Гостей Екатерины II поражало оформление зала.

Кроме того, присмотревшись, они видели, что панно состоят из бесчисленного количества стеклянных трубочек. Даже багет здесь оригинален. Он имеет двойное золочение, матовое и глянцевое. Что позволяет при этом показать богатство неброско и утонченно.

Спасение жемчужины музея-заповедника стало возможным благодаря спонсорам. После реставрации и багету, и стеклярусным панно надеются вернуть первоначальный вид, для того чтобы снова удивлять гостей. Ведь именно для этого и был построен Китайский дворец.

Читайте также