Дело о фальшивых подшипниках

05.08.2009, 14:51

Видеосюжет: Михаил Чернов
Видео программы «Сегодня»

На скамье подсудимых оказалось руководство фирмы «Саратов-Промкомплект».

На скамье подсудимых оказалось руководство фирмы «Саратов-Промкомплект». Под видом новых авиадеталей они торговали запчастями с давно истекшим сроком годности. Такой подлог вполне мог привести к гибели людей — старые детали успели установить не на один десяток самолетов.

Корреспондент НТВ Михаил Чернов передает из Саратова.

По иронии судьбы, незаконной деятельностью коммерсанты занимались под самым носом у Фемиды. Здание, в котором располагался офис фирмы «Саратов-Промкомплект», находится через дорогу от Кировского районного суда.

Директора фирмы Владимира Иванова и его подчиненного Виктора Ездокова обвиняют по статье «Мошенничество». Следствие доказало, что они продавали предприятиям российской оборонки запчасти к самолетам с истекшим сроком годности. Детали скупали по дешевке, и в кустарных условиях они в одночасье становились как новые.

Сергей Сухоручкин, государственный обвинитель: «Менялась упаковка и масло. Маркировка на подшипники, по которой можно определить дату их изготовления и консервации, наносилась специальным прибором».

Предоставлялся фальшивый паспорт качества со штампами Саратовского подшипникового завода, поддельные подписи мастеров и контролеров УТК. Бизнес стремительно набирал высоту. За два года клиентами стали 9 авиаремонтных предприятий по всей России — от Ростова-на-Дону до Архангельска. Себя мошенники выдавали за официальных дилеров, а покупатели подделок не замечали или не хотели замечать.

Сергей Протопопов, директор по качеству ОАО «Завод авиационных подшипников»: «Если у потребителя возникают какие-то вопросы, достаточно по факсу прислать паспорт на поставленную продукцию. Можно сделать один единственный вывод: с контрафактом работает только тот, кто этого хочет».

Такой бизнес — наследие советского прошлого. Тогда авиадетали производили в огромном количестве, десятилетиями они лежали на складах, часть разворовывалась. Условия хранения, понятно, не соблюдались. Раз в два года каждая деталь должна проходить переконсервацию, обязательно в заводских условиях.

Просроченные авиазапчасти подсудимые покупали через Интернет. Такая продукция стоит дешево, поскольку официально использовать ее можно лишь как металлолом. Сайт, осуществлявший торговлю, сотрудники ФСБ уже закрыли, но в сети осталось множество других, где продают авиазапчасти 90-го и 97-го годов выпуска в заводской упаковке. Цены вполне приемлемые.

Незаконному бизнесу подрезали крылья лишь спустя два года, начались проверки в крупнейших российских аэропортах. В одном только Архангельске контрафактные авиадетали изъяли с 15 самолетов. В опасном списке оказались бомбардировщики базы дальней авиации в Энгельсе и самолеты, которые выполняли боевые задача на Северном Кавказе. Делом о фальшивых подшипниках занялась Федеральная служба безопасности.

Татьяна Бреус, официальный представитель управления Федеральной службы безопасности по Саратовской области: «Доказано, что некондиционные детали действительно скупались преступной группой, в основном подшипники. Экспертиза установила, что они были либо с истекшим сроком годности, либо откровенно бракованные».

Подсудимые вину признали, потому процесс проходит в упрощенном порядке. Обвинение сегодня запросило для директора фирмы 4 года лишения свободы, для его подчиненного — 3. Адвокаты ссылаются на положительные характеристики и род деятельности, которым не так давно занимался один из организаторов подпольного бизнеса, — он бывший милиционер. По счастливой случайности в этой истории обошлось без жертв.

Читайте также