Спектакль с эффектом психотерапии

03.08.2009, 15:00

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре Поколений премьера. Здесь представляют постановку «Стол». Его зритель тот, кто ищет себя.

В Театре поколений идет философская премьера — спектакль «Стол». Создатели постановки утверждают, что они занимаются не просто искусством, а вопросами души и сердца, как психотерапевты. Получается, что, придя на эту постановку, зритель, по сути, окажется как на приеме у специалистов.

Репортаж корреспондента НТВ Дарьи Криволаповой.

В Театре поколений, конечно, показывают спектакли, что называется, не для всех. Если сравнивать с кино, то это больше напоминает арт-хаус. Постановка «Стол» для тех людей, которые ищут себя. И, возможно, после просмотра смогут ответить на главные жизненные вопросы.

Главный герой на протяжении всего спектакля пытается ответить на вопрос: «Кто я такой». К внутреннему поиску его подтолкнули то ли кризис среднего возраста, то ли обстоятельства. По замыслу режиссера, эта постановка о нашем современнике, который живет в мире компромиссов и обмана. Подсознание начинает бунтовать.

Данила Корогодский, художественный руководитель Театра поколений: «Эта история о том, как человек пришел к пониманию того, что он больше не может жить во лжи, что ему надо что-то изменить. И он что-то совершает. А что? Для этого Вам придется прийти и посмотреть весь спектакль».

Чтобы разобраться в своих чувствах, герою приходиться вспомнить самые неприятные моменты из детства. Например, пьяную мать на его 10-летии и совсем недолгожданный подарок, что для ребенка равносильно катастрофе. Участники этим спектаклем в очередной раз пытаются доказать, что взрослые беды родом из детства.

Идея постановки у режиссера появилась еще в 1974 году. Сохранились эскизы и наброски. Тогда же стало понятно, что главным героем станет не человек, а предмет — стол. Все действия происходят вокруг него.

Во время репетиций главный предмет часто не выдерживал. Пришлось несколько раз менять ножки. Впрочем, перед сценографом поставили почти непосильную задачу — минимальным декорациям придать глубокий смыл.

Джеффри Айзениан, сценограф: «Главная трудность и задача состояла в том, чтобы создать портал, через который герой попадает, условно говоря, внутрь своего „я“. И в этом физическом пространстве создать условия, при которых будет возможно путешествие, которое он там предпринимает».

Задача еще усложнялась тем, что как таковой пьесы не было. Спектакль стал коллективной импровизацией. Даже имя героя в процессе поменялось: из Вовы он превратился в Ваню.

Владимир Постников, актер Театра поколений: «Это получается как лаборатория. Где мы проводим какой-то опыт и смотрим, что из этого может получиться. Наверное, какой-то более глубокий персонаж. Я стал по-другому относиться к своим близким, к своим соратникам по работе. И я вообще меняюсь».

Спектакль репетировали год. Второй режиссер — немец Эберхард Кёлер — заметил, что работа сказалась и на нем. Пусть и существуют трудности перевода. Но все-таки атмосфера спектакля такая, что волей-неволей начинаешь задумываться, как далеко ты ушел от себя, пока шел на компромиссы.

Читайте также