«Детройтское барокко» до сих пор на ходу

28.07.2009, 14:36

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Под Выборгом открылся самый крупный в Европе музей ретроавтомобилей.

Машина как предмет искусства. Под Выборгом открылся самый крупный в Европе музей ретроавтомобилей. Здесь представлена полная линейка «детройтского барокко». Такого собрания больше нет на европейском континенте.

Еще это барокко известно как аэростиль. В нем много хрома, причудливых форм и декоративных элементов, напоминающих о космических кораблях.

Такие автомобили выпускались недолго, всего восемь лет. С середины 50-х до начала 60-х. Но именно они стали воплощением настоящей «американской мечты».

Чудо-машины увидела корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Роскошная хрущёвская «Чайка» полвека назад встречала экспонаты первой в СССР выставки американского автопрома. Несколько образцов явленного тогда чуда детройтского барокко можно увидеть и сегодня. Среди так называемых плавниковых раритетов знаменитый ленинградский «американец» — «Бьюик Инвикта» (Buick Invicta), купленный тогда главным инженером нашего метрополитена.

Сергей Свиридов, хранитель музея автомобилей: «Люди старшего поколения, которые посещали БКЗ и выходили после концерта на Лиговский проспект, очень часто видели огромный американский автомобиль розового цвета. Все считали, что у нас в Ленинграде есть настоящий розовый „кадиллак“» (Cadillac).

Кстати, настоящий розовый «кадиллак», принадлежавший Элвису Пресли, всего в нескольких шагах. Так называемых именных авто в новом музее несколько десятков. Садиться в салон автомобиля Монро, чтоб вдохнуть аромат духов великой кинодивы, строжайше запрещено. Но даже особый коралловый цвет, сочиненный впечатлившейся видом заката Мерлин, приводит рядовых посетительниц в восторг.

Анна Фадеева, посетительница музея: «Очень красивый нежный цвет. Подходит блондинке».

Не менее романтичный экспонат — спорткар 60-го года выпуска с голубком на капоте — свидетель нежных чувств князя Монако Ренье и актрисы Грейс Келли. Многие реликвии хранят секреты и тайны их хозяев, а со временем даже превращаются в своеобразные памятники.

Так случилось с «понтиаком» (Pontiac) Гагарина. Первый космонавт планеты подарил его своему механику, который после трагической гибели первого владельца, установил в автомобиле приборы с учебного самолета.

Сергей Свиридов, хранитель музея автомобилей: «Это живые приборы, на которые смотрел Юрий Алексеевич, когда понимался в воздух. Они все подключены в систему. Они несколько дублируют штатные приборы. Когда их подключаешь, стрелочки начинают работать. Создается такое ощущение, что это вовсе не автомобиль, а самолет. Он вот-вот поднимется в воздух».

Из столицы в музей доставили автомобили Брежнева: «Линкольн Континенталь» (Linkoln Continental), ЗИЛ-115 и «Ситроен Ди Си» (Citroen DC) 75-го года выпуска. Последний — подарок генсеку от президента Франции — признан самым красивым автомобилем ХХ века. В свое время он поражал и техническими новшествами: три положения подвески, подвижные фары дальнего света и необычный способ замены колес.

Михаил Тищенко, коллекционер автомобилей: «Здесь болтик всего один. Он откручивается колесным колючем. Тогда просто снимаете алюминиевое легкое крыло и ставите его в сторонку Это минутное дело».

Не минуты, а часы понадобятся для того, чтобы осмотреть всю экспозицию. Музейный автопарк насчитывает полторы сотни единиц хранения. Выборгский музей уже окрестили самым большим в Европе. Но отечественные коллекционеры обещают, что число экспонатов будет постоянно расти.

Этот прекрасный «трайк» (Trike) с романтическим названием «Белая ночь на Питере» еще несколько дней назад разъезжал по улицам Северной столицы. При желании он может сделать это и сегодня. Невероятно, но факт: все экспонаты нового музея вне зависимости от возраста и биографии, что называется, на ходу.

Читайте также