Иностранные ученые перенимают у оленеводов Ямала опыт борьбы с сибирской язвой

13.11.2016, 16:45

Видео программы «Сегодня»

Вспышка заболевания, произошедшая три месяца назад, была быстро ликвидирована, после чего удалось провести беспрецедентную кампанию по вакцинации и профилактике. Но в перспективе — уже другая проблема: из-за интенсивного выпаса скота тундра требует восстановления — пастбищ стало попросту не хватать. Что можно сделать, узнал корреспондент НТВ Сергей Холошевский.

Вспышка эпидемии сибирской язвы на Ямале этим летом взбудоражила не только самих оленеводов, но и весь научный мир. Несколько месяцев, пока на полуострове боролись с последствиями эпидемии, ученые из разных стран ждали возможности своими глазами увидеть районы поражения и учесть опыт российских коллег. Теперь, когда опасность позади, на стойбища оленеводов можно прилететь, не рискуя заразиться сибирской язвой.

Большинство вещей оленеводов на зараженных участках летом пришлось уничтожить. Но за упряжь, нарты и чумы они бились до конца. Власти округа пошли им навстречу и сохранили самое ценное имущество коренных жителей. Теперь специалисты занимаются оленями.

Самое интересное, что на вопрос «Сколько оленей в домашнем стаде?» мало кто из ненцев может ответить точно. Их тут считают приблизительно. Полторы-две тысячи голов на одну семью — в порядке вещей. В последние годы поголовье выросло настолько, что в бескрайней тундре стало не хватать пастбищ. Ненцы теперь задумались: может, и не надо им столько оленей?

Как говорят зарубежные эпидемиологи, этим летом сибирскую язву обнаружили не только у нас, но и в Швеции. Но так быстро справиться с эпидемией смогли только русские. Губернатор уточняет: очаг язвы купировали за неделю.

Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО: «Так получилось, что на Ямале была проведена уникальная операция по купированию очага сибирской язвы. Мы и своим опытом поделимся, и послушаем наработки других стран».

Мир становится намного меньше. И проблема региона одной страны вполне может стать серьезной бедой для соседей. Для эпидемий границ на Крайнем Севере, по сути, нет.

Сергей Нетёсов, член-корреспондент РАН, доктор биологических наук, профессор: «Хорошо, что сюда приехали ученые. Потому что болезни, которые раньше считались редкими, сейчас, в век авиации и быстрого перемещения с места на место, могут перейти к нам».

Сейчас на Ямале создаются специальные карты оленеводов, с обозначением районов, через которые не стоит кочевать вместе с оленями. К весне такие карты, как обещают власти округа, будут в каждом чуме.

Новости по теме

Читайте также