Блокадная подстанция может стать частью музея петербургского цирка на Фонтанке

10.11.2016, 18:23

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Администрация цирка Чинизелли готова взять на баланс объект-памятник. Учреждение культуры неоднократно заявляло об этом властям.

Блокадная подстанция может стать частью цирка Чинизелли. Руководство культурного учреждения открыто заявляет о готовности взять здание на свой баланс. Судьба исторической постройки на набережной Фонтанки до сих пор не прояснилась. Ее спасли от сноса, но применение так и не нашли.

Зачем цирку дополнительные площади и как он намерен их использовать, узнала корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Шумиха вокруг блокадной подстанции, казалось бы, поутихла, С пикетами на Фонтанке больше не стоят. Но по-прежнему непонятно, что будет теперь уже в здании-памятнике и кто будет им заниматься. Градозащитники, отстаивающие охранный статус исторической электроустановки, созвали круглый стол и пригласили тех, кто по-прежнему заинтересован в ее использовании, но не заинтересован в прибыли.

Сергей Курносов, директор музея обороны и блокады Ленинграда: «Будет ли это музей обороны и блокады Ленинграда, будет ли это музей истории нашего цирка, будет ли это филиал музея „Горэлектротранса“. Для нас частно-собственнические инстинкты не важны».

Цирк несколько лет назад попросил власти передать подстанцию в их пользование и внимательно следил за борьбой градозащитников с бизнесменами. Причин у артистов для этого много. Главная — это общий с подстанцией двор, поделенный поровну и являющийся единственной погрузочной зоной.

Через и без того узкие ворота в цирк попадают декорации, реквизит, клетки с животными. Понятно, что если бы на Фонтанке все-таки решили строить отель, наверняка использовали бы и пространство двора.

Михаил Смородкин
, генеральный директор Большого Санкт-Петербургского государственного цирка: «В случае, если эта красная зона станет чей-то собственностью, мы будем заблокированы со стороны тыла. Мы будем вынуждены грузить либо через парадный вход, либо через купол. Но это невозможно, и цирк будет полностью парализован. Город лишится стационарного цирка, если мы лишимся этого двора».

Еще у цирка гигантская музейная коллекция. Сейчас это более 100 тысяч экспонатов, которые собирали, получали в дар от артистов, а вынуждены хранить в шкафах и сундуках. На выставке 3-го этажа помещаются лишь десятки костюмов, необъемный реквизит, афиши.

Зрителю стараются, конечно, показать самое ценное. За стеклом представлена авоська Карандаша, который открыл цирк сразу после снятия блокады. В соседней витрине — жакет и зонтик первой женщины-укротительницы львов Ирины Бугримовой.

Ольга Шеставина, сотрудник музея циркового искусства: «Вопрос с дополнительными площадями как для хранения, так и для экспонирования для нас очень актуален. Коллекция большая и постоянно пополняется».

Некоторые экспонаты в музейную галерею или просто не помещаются или для них там не подходящие температурно- световые условия. Поэтому ранние афиши, билеты, открытки пока зрителю недоступны.

Узнать можно лишь служебное расписание советских артистов — так называемое авизо, которое вывешивали за кулисами перед выходом на манеж. Не владеющим грамотой помогали рисунками, обозначающими реквизит тех или иных цирковых номеров.

У цирка пока нет проекта приспособления блокадной подстанции и обустройства общего двора. Есть только желание и острая необходимость в дополнительных площадях. И это действительно кажется вполне разумным, если у двух соседних исторических зданий будет один пользователь. Который тем более доказал на примере последнего ремонта, что кардинальные преобразования памятников не его стиль.

Читайте также