Благородный аромат отмечает юбилей

14.07.2009, 19:54

Видео программы «Сегодня»

300 лет назад на свет появились духи, название которых осталось в истории и стало нарицательным. Это «О де колонь», в переводе — кёльнская вода.

Сегодня юбилей отмечает жидкость, которую, по праву, можно назвать прапрабабушкой всей современной парфюмерной промышленности. Ровно 300 лет назад на свет появились духи, название которых осталось в истории и стало нарицательным. Это «О де колонь», в переводе — кёльнская вода.

Ставшее анекдотичным употребление одеколона внутрь, между прочим, имеет исторические корни. Император Наполеон, который брал бутылочку кёльнской воды во все военные кампании, не только активно им душился. Он капал ее на сахар и использовал для полоскания, считая, что одеколон в принципе полезен и стимулирует работу мозга.

Корреспондент НТВ Андрей Шилов отправился в музей одеколона и узнал другие тайны этой волшебной воды.

Среди фигур на городской ратуше Кёльна — фигура создателя Кёльнской воды, «о де колона», прославившего город на весь мир. Его компания под управлением наследников до сих пор расположена в центре города, привлекает туристов, которые с удивлением узнают, что «одеколон» — это имя собственное, и празднует в эти дни 300 лет.

В эти юбилейные для компании дни тут иногда разыгрывают представление — как когда-то выглядела покупка одеколона. Аутентичность максимальная — магазин стоит на том же месте. Флакон стоил полугодовую зарплату чиновника — аристократический продукт, полный эксклюзив.

«Это оригинальный флакон одеколона. 125 лет я и мои потомки использовали такие бутылочки для продажи. Их заворачивали в бумагу и запечатывали», — рассказывает участник представления.

В подвале, ровно там, где когда-то изготовили одеколон впервые и где делали его столетиями, теперь расставили баночки-скляночки, развесили фотографии — этапы большого пути. Магазин изменялся внешне, к работе привлекали все больше людей, кстати, только женщин, которых ценили за аккуратность. Но сам запах кёльнской воды оставался неизменным.

«Собственно, все русские императоры были знаменитыми клиентами Фарины, к тому же еще знаменитые писатели, такие как Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский», — рассказывает экскурсовод.

В начале XVIII века еще не было понятия авторских прав. Удачно составленный, легкий по тем временам запах быстро завоевал рынок и в какой-то момент стал общемировым обозначением всех продуктов такого типа. Наподобие того, как по-русски ксероксом зовут все копировальные аппараты. С пиратами тут безуспешно борются все 300 лет.

«Не сомневаясь, что эти листки также присвоены будут завистливыми соперниками. Особ, желающих получить настоящих одеколон, покорнейше прошу адресовать письма свои Иоанну Мария Фарина против Юлийского плаца в Кёльне, не прибавляя никакого номера». — написано на рекламной брошюрке XIX века.

Не занимающая никакой весомой доли на рынке сегодня, компания по-прежнему производит парфюмы, и одеколон среди них по-прежнему самый продаваемый продукт. Офис директора увешан портретами предков.

Иоганн Мария Фарина, совладелец компании «Фарина»: «Этот рецепт за 300 лет знали менее 30 человек».
Корреспондент: «А в каком возрасте Вы его узнали?»
Иоганн Мария Фарина: «Рано, лет в 11–12».
Корреспондент: «Трудно было запомнить?»
Иоганн Мария Фарина: «Нет. То есть он сложный, но меня же папа всегда брал с собой в лабораторию, где он делал одеколон. Я смотрел, а он показывал».

Прапрапрапраправнучатый племянник автора одеколона Иоганна Мария Фарины ровно с таким же именем утверждает: главное не ингредиенты, а их соотношение, которое зависит от того, каким выдался урожай. Что-то пахнет сильнее, что-то нет. А результаты этого года — уже на столе.

Покупательница: «Мы первый раз услышали об этой старейшей фирме. Мы в Кёльне на экскурсии. Пахнет прекрасно. Теперь увозим воспоминания — и запах».

Отдав миру права на бренд, потеряв большой рынок, настоящий одеколон все-таки не сдается.

Читайте также